Просветитель: Сатанизм и дьяволопоклонничество
В настоящее время
модно отделять понятия «сатанизм» и «дьяволопоклонничество»
одно от другого, и ставить их по разные стороны баррикад.
Противопоставлять их. Вырисовывается следующая новомодная тенденция:
люди, называющие себя «сатанистами» смотрят презрительно и свысока на
дьяволопоклонников, и утверждают, что те не являются Сатанистами, в то
время как сами считают свой современный «сатанизм» истиной в последней
инстанции.
Предлагаю разобраться, уважаемые читатели, кто такие современные
«сатанисты» и кто такие «дьяволопоклонники». Есть ли между ними
различия, и, если есть, то какие.
И так:
Для начала предлагаю разобраться с терминами. Я склонен разделять
Сатанизм на классический Сатанизм и современный, новомодный «сатанизм».
К классическому Сатанизму мы вернёмся позднее, под современным
«сатанизмом» в этой статье я буду рассматривать учение американца Антона
Шандора ЛаВея. Почему я термины «сатанизм» и «сатанисты» в приложении к
учению ЛаВея беру в кавычки – будет ясно к концу статьи.
Посмотрим теперь, что такое «сатанизм» в трактовке ЛаВея. Свои взгляды
на Сатанизм он изложил в своей книге «Сатанинская Библия» (1966 г).
ЛаВей пишет: «Все религии духовного характера придуманы человеком.
Ничем иным, как своим плотским мозгом, он сотворил целую систему богов».
Далее у ЛаВея мы читаем: «Не является ли более осмысленным поклонение
тому Богу, которого он сам создал в соответствии с собственными
эмоциональными потребностями - тому, кто наилучшим образом представляет
его целиком и полностью плотское существо, имеющее навязчивую идею
первым делом изобрести себе Бога? Если человек настаивает на обособлении
своей скрытой сущности в виде «Бога», тогда зачем бояться своего
истинного «я»; боясь «Бога» - зачем обращаться к самому себе, обращаясь
к «Богу» - зачем обособляться от «Бога» ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОТПРАВЛЯТЬ
РИТУАЛЫ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ В СВОЕ ИМЯ»? Здесь мы видим ярко
выраженную прогрессирующую форму эгоцентризма. Гипертрофированный
эгоизм, доходящей в наивысшей своей точке до того, что человек сам
начинает отождествлять себя с богом. Что же это ещё, как не мания
величия в своей клинической форме?
Кем является для ЛаВея бог: «Для Сатаниста же, «Бог», каким бы именем
он ни был назван, или даже не назван вообще, - видится неким
уравновешивающим природу фактором…». То есть, ЛаВей отрицает бога,
как личность, заменяя его на некий «уравновешивающий природу фактор».
Давайте теперь посмотрим, кем или чем для ЛаВея является Сатана: «Сатанисты,
согласно учению ЛаВея, исходят из того, что сам человек, а также силы
действия и противодействия Вселенной ответственны за все происходящее в
природе, и не заблуждается насчет того, что кому-то есть до этого дело».
«Большинство Сатанистов, говорит ЛаВей, не принимают Сатану
как антропоморфное существо. Он просто олицетворяет собой силы природы».
Это получается что – то из ряда вон выходящее: Лавеевские «сатанисты»
рассматривают Сатану как символ, олицетворяющий плотские, земные и
мирские аспекты жизни. Сатана не существо, а сила природы.
Интересная ситуация выходит: не веря в существование Сатаны, как
Личности, последователи ЛаВея, тем не менее, называют себя
«сатанистами».
Скажите, уважаемые читатели, вы можете себе представить христианство без
Христа? Христианство – без бога?
В своё время были уже предприняты такие попытки. Вспомним так называемый
«Пантеизм». Пантеизм: (pantheoism, греч. pan — все + thaos — бог) —
отождествление бога с природой. В пантеистических концепциях нередко
скрывались натуралистические тенденции, растворявшие бога в природе и
подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по
отношению к господствовавшему теистическому религиозному мировоззрению.
В средние века, в отличие от иудаизма, христианства и ислама, с
определяющим для них теистическим пониманием бога как личности,
абсолютно возвышающейся над природой и человеком, пантеизм развивал
учение о безличном мировом духе, скрытом в самой природе.
Натуралистические тенденции пантеизма со всё большей силой начали
проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошёл к проблеме
пантеизма Николай Кузанский.
Не напоминает ли вам, дорогие читатели, концепция пантеизма – концепцию
«сатанизма» ЛаВея? Нет? А вы попробуйте в пантеизме заменить слово «бог»
на «Сатану»!!! Разумеется, в приложении к учению ЛаВея сам термин
«пантеизм» следует отредактировать. Заменить «теизм» на «сатанизм».
Получим – ПАНСАТАНИЗМ. Лавеевский Дьявол разлит в природе. Он –
олицетворение сил природы. Следовательно, Антон Шандор ЛаВей был не
Сатанистом, а первым пансатанистом.
Теперь, как обещал, вернусь к классическим Сатанистам. Кто они такие? И
почему именно «классические»?
Классические Сатанисты – это те люди, которых последователи Антона
Шандора ЛаВея презрительно именуют «дьяволопоклонниками». Это люди,
которые верят в Сатану, как Личность, и не затуманивают Понятие о
Сатане, всякими там архетипами, эгрегорами и инвольтациями. О последних
трёх терминах следует сказать подробнее. Сии термины в приложении к
Сатанизму стали активно употребляться в последнее десятилетие в
российском интернете.
Для начала расскажу о значении слов:
АРХЕТИП (от греч. arche - начало и typos - образ),..1) в
позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В
"аналитической психологии" К. Г. Юнга изначальные, врожденные
психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т. н.
коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой
символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в т. ч.
художественной...2) Наиболее древний, неизвестный нам текст, к которому
восходят остальные тексты письменного памятника...3) Гипотетически
реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма,
исходная для ее позднейших продолжений, напр. индоевропейское *m+ater -
для общеславянских m+ati (русское "мать"), латинское m+ater и т. д.
ЭГРЕГОР (от лат. ex- и grex — буквально «из стада») — в новых
религиозных движениях: душа вещи, ментальный конденсат, порождаемый
мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие. Эгрегор —
это аура идолов и талисманов, возникшая в результате культовой практики.
Эгрегорами обладают реликвии, памятные вещи, которые помогают людям или
наоборот, несут проклятие. Сила и долговечность эгрегора зависит от
согласованности и численности группы.
Некоторые источники возводят это слово к греческому egeiro (сторожить,
присматривать) и приписывают его изобретение гностикам. Этимологический
анализ показывает несостоятельность этого взгляда. Слово egregor
происходит от латинского grex (стадо, толпа, в широком смысле -
совокупность) при помощи приставки ex-, имеющей смысл выделения,
отдаления. Таким образом, первоначальный смысл этого термина не слишком
отличается от его современного понимания.
Понятие эгрегора является одним из популярных понятий теософии, в своих
трудах его охотно использовали Папюс, Блаватская, Елена Рерих, а также
известный отечественный визионер Даниил Андреев. Западная
социально-философская мысль, в том числе академическая социология и
психология, не используют этого термина по причине невысокого интереса к
обозначаемому им явлению.
ИНВОЛЬТАЦИЯ (энвольтация) — термин, возникший в оккультных кругах
в средние века.
Часто под инвольтацией понимается способ заклинания, заговора,
колдовства, порчи на болезнь или смерть с помощью фотографии, предметов,
принадлежащих человеку или его изображения — куклы. По убеждению
некоторых оккультистов, с этим методом чёрной магии, применяемым
колдунами и магами с древности до наших дней, трудно бороться.
В наше время распространено выражение «инвольтация к эгрегору», в
котором термин «инвольтация» означает «присоединение».
Недавно появился термин «эгрегор Сатаны», следовательно, в устах его
употребляющих людей термин «инвольтация к эгрегору», можно перевести,
как присоединение к эгрегору Сатаны. К архетипу Сатаны.
Самое примечательное тут то, что Варракс (первый, кто додумался
употребить эти термины в отношении Сатанизма) сам не может доказать
существование своих «сатанинских» эгрегоров и архетипов: «Строго
доказать наличие архетипов и эгрегоров на данный момент невозможно» -
пишет Варракс.
По большому счёту все эти архетипы и эгрегоры в современной
интерпретации – не что иное, как тоже самое лавеевское «олицетворение
сил природы», только выраженное в других терминах. Следовательно,
современное учение об эгрегорах, так же, как и учение ЛаВея (одно
вытекает из другого), можно смело отнести к пансатанизму.
Настоящий же (классический) Сатанизм зародился очень давно. Задолго до
учения ЛаВея (60-е годы XX в.). Сатанизм, согласно мировоззрению Светлых
Сатанистов, черпает свои истоки со времён изгнания Сатаны богом из рая.
В любом случае, если даже кто – то из вас, дорогие читатели, не верит в
легенду об изгнании Сатаны, то он уж точно обязан признать, что впервые
имя «Сатана» встречается в тексте христианской библии, в Ветхом завете,
в книгах, относящихся примерно к VI в. до н.э.
Традиционно Сатана выступал противником бога, был существом, имеющим
свою Личность и Волю. Соответственно, только вера в такого Сатану –
является Истинным Сатанизмом. Помните, выше я приводил пример с
христианином, не верящим в Христа? Такого человека можно назвать
атеистом, можно – пантеистом (если для него бог – разлит в природе), но
никак не христианином. То же самое и с Сатанизмом.
Теперь же следует сказать пару слов о дьяволопоклонничестве. Сатана
имеет много имён: Сатана, Люцифер… так же Сатану иногда называют
Дьяволом. Соответственно, дьяволопоклонник – это всего - навсего
человек, верящий в существование Дьявола (Сатаны). Следовательно,
дьявопоклонником можно назвать каждого Сатаниста верящего в Сатану.
Напротив же, человек, не верящий в существование Дьявола (Сатаны), или
воспринимающий Сатану за олицетворение сил природы, за эгрегор или
архетип – уж точно не является Сатанистом в первоначальном, истинном
смысле этого слова. Такой человек либо атеист, либо пансатанист, но
никак не Сатанист.
Просветитель
02.12.2006 г.