ЯНУС
Имя это стало нарицательным. Нередко оно служит синонимом двуличия,
лицемерия. Так и говорят: «Он — как двуликий Янус».
Однако у римлян Янус был одним из самых древних и наиболее почитаемых
богов, олицетворявшим начало и конец, вход и выход, прошлое и будущее,
вечный круговорот. Первоначально он был, по-видимому, божеством дверей
(от слова «януа», означающего «двери», «ворота»). Хотя не исключено, что
таковым его стали считать позже, и он стал покровителем дверей и ворот
не сразу, а прежде всего был богом любого начала; по этой причине ему
посвящался первый месяц в году, он покровительствовал появлению младенца
на свет, а при обращении к богам его имя называлось первым.
В то же время Янус почитался как первый царь Лация — местности в центре
Апеннинского полуострова. Считалось, что он принял у себя Сатурна
(древнейшего римского бога, владыку царства мертвых), разделил с ним
власть и научил людей возделывать землю, выращивать овощи, строить
корабли.
Изображался Янус (не царь, но божество) с двумя лицами, обращенными в
разные стороны, с 365 пальцами (по числу дней в году) и с ключами,
потому что его еще называли «отпирающим» и «запирающим». Согласно
античным авторам, второй царь Древнего Рима Нума Помпилий возвел в честь
Януса на форуме двойную арку, крытую бронзой и опиравшуюся на колонны.
Она запиралась специальными воротами, которые были закрыты в годы мира и
открывались во время войны.
Янус считался также богом договоров, именем которого скреплялись союзы.
Возможно, так повелось с тех далеких времен, когда Янус олицетворял
мировой порядок, единство прошлого и будущего (в вечном настоящем?),
возникновение космоса из первозданного Хаоса. В этом своем облике он
выступает как творец мироздания, как начало всех начал.
Очень показательна и поучительна судьба бога Януса в римском обществе.
Первоначально его образ имел глубокий религиозно-философский смысл. Его
появление символизировало начало отсчета времени, различия прошлого и
будущего. Так в океане вечности возникает движение, направленный
упорядоченный поток, позволяющий мирозданию развиваться. Все это
определяло величие образа Януса.
Однако со временем у римлян появлялись все новые и новые боги. Это
привело к переизбытку высших духовных покровителей — не только по роду и
племени, месту жительства или профессии, но и на самые разные случаи
жизни. Особые духи покровительствовали крику новорожденного, первым
членораздельным словам, первым шагам (причем одна богиня помогала
выводить его из дома, а другая — вводить).
Множество богов охраняло дом, начиная с порога, створок двери, дверных
петель, порога, крыши... В этом сонме Янус потерялся, превратился в
покровителя дверей и утратил свою философскую сущность. В конце концов
его имя стало нарицательным, соединившись с примитивным двуличием.
Подобное упрощение древних представлений достаточно характерно для
истории не только религии, но и человеческой мысли вообще. Массовому
сознанию чужды глубокие идеи и многоплановые образы.