ЭРОТ (КУПИДОН, АМУР)
Этот бог любви («эрос» — любовь) обычно
изображается резвым, шаловливым мальчуганом, вооруженным луком и
стрелами. Раны, причиняемые им, не смертельны, но могут быть
болезненными, мучительными, хотя нередко вызывают сладостное чувство или
блаженство утоленной страсти.
Эрота древние греки считали богом не рожденным, а извечным в одном ряду
с Хаосом, Геей и Тартаром. Он олицетворял могущественную силу, влекущую
одно живое существо к другому, дарующую наслаждение, без которого не
могут существовать и совокупляться, порождая все новые особи, ни боги,
ни люди, ни животные. Эрот — это великая сила притяжения двух полов,
сила всемирного тяготения любви.
Но существовал и другой вариант его происхождения, более поздний.
Согласно этой версии, Эрот — сын Афродиты и Гермеса или Ареса, а то и
самого Зевса. Были и другие предположения о родителях Эрота. Поэты при
этом сходились в одном: бог любви всегда остается ребенком и посылает
свои золотые разящие стрелы своевольно, не считаясь с доводами рассудка.
Гесиод писал:
И, между всеми богами прекраснейший, — Эрос. Сладкоистомный — у всех он
богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья
лишает.
Философы не ограничивали область владычества Эрота богами, людьми и
животными. Древнегреческий мыслитель Эмпе-докл полагал, что в природе
поочередно одерживает верх то Любовь, то Вражда, причем первая сводит
все в единство, побеждая Вражду. Тем самым Эрот становится
олицетворением космических сил единения, устремленности к слиянию.
Благодаря ему не прерывается ткань жизни и сохраняется единство
мироздания.
Однако в античных текстах Эрот нередко выступает как сила, пробуждающая
примитивную «животную» страсть. По словам Платона, Эрот «всегда беден и
вопреки распространенному мнению совсем не красив и не нежен, а груб,
неопрятен, необут и бездомен; он валяется на голой земле под открытым
небом, у дверей, на улице...» Впрочем, далее следует оговорка:
оказывается, Эрот тянется к прекрасному и совершенному, храбр и силен;
он мудрец и невежа, богач и бедняк.
По свидетельству Диогена Лаэртского, стоики утверждали: «Вожделение —
это неразумное стремление... Любовь — это вожделение, не подобающее
достойным людям, ведь это намерение сблизиться с кем-то из-за
бросающейся в глаза красоты». А Эпикур отчетливо разделил: «Когда мы
говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не
удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении... но мы разумеем
свободу от телесных страданий и душевных тревог. Нет, не попойки и
кутежи непрерывные, не наслаждения мальчиками и женщинами... рождают
приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого
выбора... и изгоняющее [лживые] мнения, которые производят в душе
величайшее смятение».
В таком случае Эрот предстает как сила слепая, бездумная и отчасти
безумная, способная ввергнуть человека в бездну разврата, тревог и
страданий. Правда, Платон выказал редкое для более поздних философов
доверие к мудрости природы: «Соитие мужчины и женщины... дело
божественное, ибо зачатие и рождение суть проявления бессмертного начала
в существе смертном». Он проницательно отметил многоликость Эрота: «Мы
просто берем одну какую-то разновидность любви и, закрепляя за ней
название общего понятия, именуем любовью». И соединял могущество Эрота с
божественным вдохновением творчества: «Все, что вызывает переход из
небытия в бытие, — творчество, и, следовательно, создание любых
произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством...»
Платон отделял Эрота небесного от пошлого. Последний обуревает людей
ничтожных, которые «любят своих любимых больше ради их тела, чем ради
души... заботясь только о том, чтобы добиться своего, и не задумываясь,
прекрасно ли это». Эрот не-
бесной Афродиты соединялся Платоном с любовью мужчин к юношам; в ней он
видал подлинное постоянство, торжество силы и ума, высоких идеалов,
духовное единство. Хотя не меньше примеров благородных, возвышенных,
самоотверженных отношений между любящими женщинами и мужчинами.
Низменный Эрот доступен всякому здоровому организму (и не обязательно
только человеку). Возвышенный — осеняет избранных, как вдохновение,
экстаз. Любовь материальная воплощается в слиянии двух тел,
совокуплении, после которого она пропадает. Любовь возвышенная не
ограничивается этим, вызывая целое соцветие эмоций, сохраняющихся
постоянно, изменчивых и разнообразных. Возвышенный Эрот подводит
человека к евангельской заповеди: «Возлюби ближнего как самого себя»
(или еще сильнее!).
...В Древнем Риме Эрот (Купидон) получил имя Амур («Любовь») и стал
особенно популярен. Апулей создал легенду, в которой рассказано о
стремлении человеческой души в образе Психеи («психе» — душа) обрести
Любовь. «С помощью Зефира, — пишет А.Ф. Лосев, пересказывая легенду, —
Амур получил в жены царскую дочь Психею. Однако Психея нарушила запрет
никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгорая от
любопытства, она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога,
не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур
исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний.
Преодолев их и даже спустившись в аид за живой водой, Психея после
мучительных страданий вновь обретает Амура, который просит у Зевса
разрешения на брак с возлюбленной и примиряется с Афродитой, злобно
преследовавшей Психею».
Какой потаенный смысл этой истории? Можно предположить, что она
повествует о «слепоте» первоначального любовного влечения, вызванного
неосознанными эмоциями. Попытка рассудка понять суть любви приводит к
тому, что она исчезает. Возникают мучительные сомнения, переживания,
конфликты: так чувства мстят рассудку за вторжение в их царство. Но
истинная любовь преодолевает эти препятствия и торжествует — уже
навсегда.
Чуть более двух тысячелетий назад римский поэт Публий Овидий Назон так
описал триумф Амура:
О, почему мне постель такою кажется жесткой,
И покрывало мое плохо лежит на софе?
И почему столь долгую ночь провел я бессонно,
И, беспокойно вертясь, тело устало, болит?
Я бы почувствовал, думаю, будь я терзаем Амуром,
Или подкрался хитрец, скрытым искусством вредит?
Да, это так. Уже в сердце сидят тонкоострые стрелы;
Душу мою покорив, лютый терзает Амур...
Да, признаю, Купидон, я твоей стал новой добычей,
Я побежден и себя власти твоей предаю.
Битва совсем не нужна. Милосердия, мира прошу я.
Нечем хвалиться тебе; я, безоружный, разбит...
Свежий улов твой — я, получивши недавнюю рану,
В пленной душе понесу груз непривычных оков
Ум здравый сзади с руками в цепях поведут за тобою,
Стыд, да и все, что вредить станет могучей Любви...
Спутники будут твои Безумие, Ласки и Страсти;
Будут упорно толпой все за тобою ходить.
Этим-то войском людей и богов постоянно смиряешь,
Этой поддержки лишась, станешь бессилен и наг...
Амура (Купидона, Эрота) воспевали поэты во все времена; о нем рассуждали
философы. Оказалось, что у этого божества не одно и не два, а множество
обличий, хотя высокий Эрос, как всякая вершина, доступен далеко не
каждому: надо быть достойным его.
Однако за последние десятилетия с торжеством технической цивилизации
многоликий Эрот уступает место примитивному механическому сексу,
удовлетворяющему только половое влечение. Стало популярным выражение
«заниматься любовью», а не любить. Приходится говорить о триумфе не
Амура, а низменного Эрота, соединенного не с Психеей, а с
удовлетворением физиологической потребности. Так современное общество
потребления расправляется с древнейшим божеством, одухотворяющим жизнь
природы.