ДЕМЕТРА (ЦЕРЕРА)
Она была богиней земледелия и плодородия и относилась к числу древнейших
божеств. Ее родители — владыка времени и космоса Кронос и его супруга
Рея, дочь Урана и Геи, богини Земли.
То же относится и к дочери Деметры от брата Зевса — Персефоне. Ее увидел
и полюбил Аид, владыка царства мертвых. С разрешения Зевса он похитил
Персефону, когда та в сопровождении подруг собирала цветы на лугу.
Узнав об этом Деметра погрузилась в печаль, и на земле наступила великая
засуха, грозившая погубить людей. Зевс отправил к Аиду Гермеса с
приказанием вернуть Персефону (или Кору — таково ее другое имя). В конце
концов было решено, что две трети года Персефона будет проводить у
матери в царстве света, а одну треть — в темном подземном царстве
мертвых. Этот ежегодный цикл соответствует периодам расцвета
растительности и ее зимнего угасания.
В общем, вся эта история относится к циклу мифов разных народов об
умирающем и воскресающем боге. Таким было фантастическое объяснение
природной закономерности, связывающей периодические явления в мире
растений и плодородие полей с космическими и земными процессами.
Гомеровский гимн «К Деметре» знакомит с земными странствиями богини в
поисках дочери. В этом рассказе она предстает доброй пожилой женщиной.
Последующие эпизоды выглядят как волшебные сказки о чудесных
превращениях. Она пришла в расположенный недалеко от Афин город Элевсин,
где ее радушно приняли в своем доме царь Колей и его супруга Метанира,
предложив стать кормилицей их новорожденного сына Демофонта. (Между
прочим, у этого царя, как и у многих других его «коллег» в те времена,
дети пасли семейный скот; такими были первые ростки греческой
демократии.)
Хромая дочь царя Ямба пыталась утешить Деметру веселыми непристойными
стихами (ямбами), а старая няня угостила ее ячменным отваром, сдобренным
мятой. Но вот старший сын Келея осмелился сделать неузнанной богине
замечание, и она, гневно посмотрев на него, превратила дерзкого юношу в
ящерицу.
Деметра стала воспитательницей царского сына Демофонта, а в награду за
гостеприимство его родителей решила наделить царевича бессмертием. Для
того чтобы лишить его смертной плоти, она прибегла к магии, натирая
мальчика амброзией и опаляя в огне. Метанира случайно вошла в это время
в помещение, прервав обряд. Чары исчезли, и Демофонт сгорел в пламени
очага.
Велико было горе родителей, потерявших двух сыновей. Но у них еще
оставалось трое мальчиков, из которых Триптолему суждено было получить
от Деметры великолепные подарки: золотую колесницу, запряженную
крылатыми драконами, а также зерна пшеницы, которыми он под ее
покровительством стал засевать землю.
По одной из версий, Триптолем рассказал Деметре, что, когда он пас
отцовское стадо вместе с двумя братьями (из них один был свинопасом),
внезапно разверзлась земля, да так, что свиньи полетели в пропасть,
раздался тяжелый конский топот и пронеслась колесница, запряженная
черными конями. Возница держал одной рукой кричавшую девушку. Колесница
исчезла в провале, и юноша понял, что перед ним промчался сам Аид.
Узнав, что Персефона попала в царство мертвых, откуда нет возврата,
Деметра в печали продолжила странствия по земле, где деревья перестали
плодоносить, а поля опустели. Люди могли все погибнуть, и это
встревожило Зевса. Ведь тогда некому будет приносить жертвы богам, что
омрачит их беззаботное существование. К Деметре отправилась целая группа
богов с дарами, но она отказалась вернуться на Олимп и поклялась, что
земля останется бесплодной до тех пор, пока не вернется к ней Персефона.
Зевсу пришлось отправить Гермеса к Аиду с просьбой-приказанием вернуть
Персефону. Деметре доставили послание Зевса: «Ты получишь свою дочь
назад, если она не попробовала пищи мертвых».
Но предусмотрительный Аид уже угостил Персефону зернами граната,
произраставшего в его царстве. Это было залогом ее пребывания здесь, а
также и супружества. (Есть версия, что в райском саду Адам и Ева вкусили
плод граната, а не яблоко.) Вот и пришлось принимать компромиссное
решение: Персефона с той поры треть года оставалась в своем подземном
царстве.
Менее известен и более древен другой миф, также символизирующий смену
времен года и повествующий об умирающем и воскрешающем божестве. История
эта произошла на Крите во время свадьбы основателя Фив царя Кадма с
дочерью Ареса Гармонией. Разгоряченные выпитым хмельным нектаром Деметра
и титан Иасион, сын Зевса и плеяды Электры, почувствовали неодолимую
тягу друг к другу. Они незаметно покинули дом и предались любовным
утехам на трижды вспаханном поле.
Их уход заметил Зевс. Когда они вернулись, он по их поведению и пятнам
земли на руках и ногах догадался, что произошло между ними. В гневе Зевс
поразил Иасиона перуном. Деметра стала оплакивать своего возлюбленного,
и в результате оскудели поля и сады. Боги вынуждены были упросить Аида
ежегодно отпускать Иасиона из своего царства на солнечный свет к радости
Деметры и пышному цветению растений.
От Иасиона родился у Деметры сын Плутос, бог богатства, изобилия. Его
имя стало нарицательным в понятии «плутократия» (власть богатых),
которое в наибольшей степени относится к капиталистическим странам.
Образ этого божества запечатлен в комедии Аристофана «Плутос» в виде
слепого старца, распределяющего богатства без разбора, несправедливо.
Исцеленный Асклепием, он решает навести порядок в распределении
материальных благ. И тогда к разбогатевшим и переставшим работать
беднякам начинают наниматься на работу обнищавшие боги. Но в этом
перевернутом мире тоже не остается места для справедливости.
Несмотря на то что Деметра почиталась как богиня плодородия, супругом
она так и не обзавелась, а детей имела всего двоих (Персефону и
Плутоса). В любви ей тоже не благоволила судьба. Помимо недолгой связи с
Зевсом и Иасионом, она подверглась насилию со стороны Посейдона. Когда
Деметра отправилась на поиски Персефоны, то поначалу обернулась
кобылицей, и Посейдон, превратившись в жеребца, овладел ею.
Характер у Деметры добрый и приветливый, но только не с теми, кто ее
оскорбляет. Она сурово покарала сына фессалий-ского царя Триопа —
Эрисихтона. Он с товарищами вошел в священную рощу Деметры, и стали они
рубить деревья, чтобы соорудить новое помещение для пиршеств. Приняв
образ жрицы, Деметра явилась к ним, прося удалиться. Вместо ответа
царский сынок замахнулся на нее топором. И тут богиня явилась во всем
великолепии, прогнала их прочь, а Эрисихтона наказала неутолимым
голодом. Он стал жадно поглощать пищу, и чем больше ел, тем голодней
становился. Став уличным попрошайкой, он поглощал ненасытно даже
отбросы, пока не сожрал самого себя.
Как видим, есть все основания отнести этот миф к числу «экологических»,
показывающих, к каким печальным или трагическим последствиям приводит
беспощадное уничтожение растительности в заповедных лесах. Но, как
известно, человечество в своей неутолимой жажде материальных благ
постоянно истребляло леса. Теперь, как считают специалисты, это стало
одной из главных причин увеличения содержания углекислого газа в
атмосфере и вызванного этим глобального потепления климата.
Культовые имена Деметры подчеркивают ее связь с плодородием полей:
Карпофора («Дарительница плодов»), Хлоя («Посев», «Зелень»), Сито
(«Хлеб», «Мука»), Фесмофора («Устроительница»). В таком случае
Персефону, принадлежащую отчасти подземному царству, можно считать
олицетворением плодородной почвы.
В Риме с Деметрой была отождествлена богиня Церера, а с Персефоной —
Прозерпина или Либера. Однако такое слияние произошло сравнительно
поздно, приблизительно в III веке до н.э. До этого много веков Церера
была высокочтимой италийской богиней плодородных сил земли, материнства
и брака, покровительницей сельских общин. Вместе с тем она считалась
богиней подземного мира (связь с почвой?) и, как это ни странно, могла
насылать на людей безумие. Возможно, это связано с тем, что некоторые
растения обладают наркотическими свойствами.
Цереру почитали прежде всего сельские жители, землепашцы, «простой люд».
В период борьбы патрициев и плебеев ее почитали как главу плебейской
триады богов (Церера, Либер и Либера). Из них Либер был божеством
плодородия и виноградарства, отождествлявшимся с Вакхом-Дионисом, а
Либера — его женской параллелью или воплощением Прозерпины-Персефоны.
Эта триада противопоставлялась патрицианской: Юпитер, Юнона, Минерва.
Как видно на этом примере, даже богам пришлось принимать участие в
социальных и политических конфликтах. Можно сказать — ничто человеческое
им не чуждо. Тем более что со временем обычно терялась или
затушевывалась связь богов с природными стихиями. Менялся мир под
воздействием деятельности человека, все более опосредованными
становились связи людей с естественной природой, все более значительную
роль в обществе стали играть социально-политические проблемы.