ДИОНИС (БАХУС, ВАКХ)
Он известен прежде всего как бог
виноградарства и виноделия, а также растительности и плодоносных сил
земли. По своему происхождению он — «пришелец» из Малой Азии. Его путь в
Грецию, куда он попал сравнительно поздно, проходил через Крит и острова
Эгейского моря. Имя Диониса встречается на критских табличках,
датируемых XIV веком до н.э. Считается, что в материковой Греции культ
Диониса укоренился через шесть-семь столетий.
Согласно древнейшей мифологии Крита, Дионис выступает как Загрей
(«Великий Охотник») — сын Зевса и богини Персефоны, которая была дочерью
Зевса и богини Деметры, супругой Аида. Впрочем, в древнейших мифах Зевс
нередко считается владыкой подземного царства мертвых. С Персефоной он
соединяется в образе змея.
Ревнивая Гера послала титанов, чтобы убить Диониса Загрея. Он питался
скрыться или напугать титанов, принимая облик зверей, но в конце концов
они его растерзали. Куски его тела они сварили. Из его крови, пролитой
на землю, выросло гранатовое дерево. Однако супруга Кроноса и бабка
Диониса Рея соединила куски его тела и вдохнула в них жизнь...
По-видимому, этот эпизод свидетельствует о некогда совершавшихся
человеческих жертвоприношениях. Кроме того он, является одним из
вариантов распространенных у разных народов мифов об умирающем и
воскресающем боге, который символизирует вечный круговорот жизни и
смерти, постоянное возрождение плодородных сил земной природы.
А вот что рассказал о происхождении Диониса Аполлодор: «Влюбившись в
Семелу, Зевс тайно от Геры разделил с ней ложе. Когда Зевс пообещал ей,
что сделает все, о чем только она его ни попросит, Семела, введенная в
обман Герой, попросила прийти к ней в том же самом виде, в каком он
пришел свататься к Гере. Не имея возможности уже отказать Семеле, Зевс
пришел в ее брачный чертог на колеснице с молниями и громами и метнул
перун. Семела, от страха упав замертво, родила шестимесячное дитя, а
Зевс извлек дитя из огня и зашил его в свое бедро... В положенное время
Зевс родил Диониса, распустив швы на своем бедре, и отдал дитя Гермесу.
Последний отнес ребенка к Ино и Афаманту, попросив их, чтобы они
воспитали дитя, как девочку».
Но Гера не оставила свои козни, поразив супругов, воспитывавших Диониса,
безумием. Зевс превратил Диониса в козленка и отнес его к нимфам в Нисе
(Малая Азия). В этих краях юный Дионис нашел виноградную лозу. Однако
Гера и его лишила рассудка, и он стал бродить по землям Египта и Сирии,
побывал в Индии. Оттуда он вернулся в Фивы (Нижний Египет). На своем
пути он вызывал у женщин приступы вакхического неистовства, порой
переходящего в безумие. Это наводит на мысль, что Дионис приносил с
собой не только виноградную лозу, но и обучал виноделию, после чего
начинались пьяные вакханалии. Почему среди женщин? По-видимому, именно
они в ту пору занимались изготовлением крепких напитков.
Сохранилась легенда о пребывании Диониса в плену у тирренских пиратов.
«Желая переправиться с острова Икарии на остров Наксос, — сообщает
Алоллодор, — Дионис нанял триеру, принадлежавшую тирренским пиратам. Они
приняли его на борт, но проплыли мимо Наксоса и взяли курс на Азию,
желая продать его там в рабство. Но Дионис превратил мачты и весла в
змей, наполнив корабль ветвями плюща (или виноградными лозами) и пением
флейт. Пираты, охваченные безумием, попрыгали в море и превратились в
дельфинов. Так люди признали в Дионисе бога и стали его почитать. Дионис
же направился в Аид и вывел оттуда свою мать... Вместе с ней он поднялся
на небо».
Случай с пиратами показывает, что уже в ту пору морские разбойники
злоупотребляли хмельными напитками и могли опьянеть до того, что им
стали мерещиться змеи, цепкие ветви плюща и звуки флейт.
Во время своих странствий Дионис в безумии совершил немало злодеяний
(по-видимому, находясь в пьяном состоянии), но бабка Рея подвергла его
очищению от всех убийств. Однако и после этого он продолжал устраивать
-вакханалии, во время которых женщины, впадая в экстаз, иногда совершали
даже убийства. Тех, кто отказывался участвовать в этих оргиях, он карал
безумием.
Некоторые цари пытались препятствовать победоносному шествию Диониса с
его вечно пьяной свитой. Но в конце концов им приходилось признавать
свое поражение и восславлять Диониса как бога.
«Основным ключом к мистической истории Диониса, — по мнению английского
исследователя и писателя Роберта Грейв-са, — является распространение
культа лозы в Европе, Азии и Северной Африке. Вино было изобретено не
греками: похоже, оно первоначально ввозилось в сосудах из Крита. Дикий
виноград рос вдоль южного побережья Черного моря, откуда он, как
культурное растение, постепенно достиг горы Ниса в Лидии и тем же путем,
через Палестину, — Крита. В Индию он пришел через Персию в эпоху бронзы
и по «янтарному пути» достиг Британских островов. Винные оргии в Малой
Азии'и Палестине — праздник кущей первоначально был не чем иным, как
вакханалией, — характеризовались теми же экстатическими танцами, что и
пивные оргии во Фракии и Фригии. Триумф Диониса заключался в том, что
вино повсеместно вытеснило другие, опьяняющие напитки...»
Создается впечатление, что авторы мифов описывают не столько пьяные
оргии, сколько наркотические галлюцинации. Но вино их вызвать не может,
тем более — в массовом масштабе. Напрашиваются три объяснения: либо
авторы преданий впадали в чрезмерное преувеличение, либо в вино
добавлялось какое-то наркотическое зелье (что более вероятно), либо в те
далекие века люди были чрезмерно восприимчивы к алкоголю Учтем, что
наркотические препараты, напитки были известны в Персии, Индии (хаома,
сома) и других восточных странах.
«Вобрав в себя оргиазм природы, — писала А.А. Тахо-Годи, — Дионис дает
возможность человеку, ограниченному установлениями традициями, законами,
выразить кроющийся в каждом избыток сил, приобщиться к бесконечной
божественной стихии, почувствовать неизмеримость свободы от любых уз,
ощутить собственную мощь».
Такой панегирик дионисийским оргиям не совсем оправдан. Ведь пьянство и
наркомания тоже вызывают у человека ощущение избытка сил, освобождения
от любых уз. В этом трудно усмотреть приобщение к божественной стихии,
скорее — к демонической, сугубо эмоциональной, истеричной, необузданной
стихии, приобщающей человека скорее к зверям, чем к богам. Впрочем, если
считать Диониса великим богом (а он вошел в дюжину олимпийских богов),
то и божественные влияния могут быть не только иррациональными, но и
просто граничить с безумием.
«В шествии Дионисия, — по словам А.Ф. Лосева, — носившем экстатический
характер, участвовали вакханки, сатиры, менады ...с тирсами (жезлами),
увитыми плющом. Опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути,
охваченные священным безумием. С воплями «Вакх», «Эвое» они славили
Диониса -Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью
растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко,
вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин»
Как видим, все это мало напоминает восхождение к божественным вершинам
духа. Это более похоже на нисхождение к первобытному состоянию,
пробуждение разнузданных низменных инстинктов и подавление разума. Но и
в этом, конечно же, проявляется естественная природа человека.
Опьяняющий Дионис раскрывал и проявлял то, что в обыденной жизни люди
сдерживают под влиянием культуры и правил поведения.
В Риме Диониса называли Вакхом, или Бахусом. И когда Пушкин в
«Вакхической песне» воздавал должное вину и юным девам, он выступал как
приверженец Диониса (между прочим, одним из символов этого бога был
фаллос) Но следом поэт восклицает: «Да здравствуют музы, да здравствует
разум», восхищаясь «солнцем бессмертным ума»; а это уже восхваление
Аполлона Феба, светлого начала в человеке.