АФРОДИТА (ВЕНЕРА)
Богиня любви, как свидетельствует ее имя (Рожденная из пены), появилась
обнаженной из морской пены; в раковине она добралась до берега. Правда,
высказывались и другие версии ее рождения. Уточнялось, что пена была не
простая, а возникшая в результате того, что Крон, оскопив Урана,
забросил его гениталии в море
Ее появление в Греции со стороны моря — одно из свидетельств того, что
эта богиня заморского происхождения. У нее есть другое имя — Киприда,
указывающее на то, что ее высоко чтили на этом острове.
Согласно мифам, она относится к числу древнейших богов. Во всяком случае
она старше Зевса и олимпийцев. Появление Афродиты привнесло в древний
довольно мрачный мир любовь и красоту. По одной из поздних версий, она —
дочь Зевса и океаниды Дионы, однако в таком случае придется признать,
что до этого на земле не было подлинной любви, а только, как теперь
говорят, секс.
Хотя она вышла на сушу, по мифам, на островах Кифера и Кипр, образ ее
заимствован, как считают специалисты, у ближневосточных племен
(финикийская Астарта и более древние богини: египетская Исида и
ассирийская Иштар). Однако подобные заимствования мало что объясняют по
сути дела. Ведь и прекрасную Европу Зевс вывез из Малой Азии, но это еще
не означает, будто европейская культура заимствована оттуда. С развитием
цивилизации греки стали преклоняться перед женской красотой и
боготворить любовь; это и было той «пеной», из которой возник образ
прекрасной любвеобильной богини.
2,6 тысячелетия назад греческий лирик Мимнерм (родившийся, кстати
сказать, в Малой Азии) писал:
Без золотой Афродиты какая нам жизнь или радость'' Я бы хотел умереть,
раз перестанут манить Тайные встречи меня, и объятья, и страстное ложе
А через пятьсот лет, уже в Риме, поэт-философ Тит Лукреций Кар свою
поэму «О природе вещей» начал с прославления Венеры (Афродиты), ибо
любовь вдохновляет людей:
Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада, О благая Венера' Под небом
скользящих созвездий Жизнью ты наполняешь и все судоносное море И
плодородные земли, тобою все сущие твари Жить начинают и свет,
родившиеся, солнечный видят. . .Всюду внедряя любовь упоительно-сладкую
в сердце, Ты возбуждаешь у всех к продолжению рода желанье Ибо одна ты в
руках своих держишь кормило природы, И ничего без тебя на божественный
свет не родится. Радости нет без тебя никакой и прелести в мире. Будь же
пособницей мне при создании этой поэмы...
Считается, что в ее власти усмирять диких зверей и что она всегда
окружена цветами, словно весной. Она игрива, кокетлива, легкомысленна.
Муж ее, самый уродливый из богов, зато искусный мастер Гефест, постоянно
занят в своей кузнице. Это позволяет Афродите одарить своей любовью
некоторых богов и людей. Она обладала волшебным поясом, который делал
каждого влюбленным в его хозяйку.
Наиболее долгая связь была у нее со вспыльчивым, буйным, драчливым и
нередко пьяным богом войны Аресом. Они встречались так долго, что у них
было трое детей.
Гефест, узнав об изменах жены, смастерил тонкую и прочную металлическую
сеть, которую незаметно прикрепил к подножью кровати, опустив с потолка.
После этого он, простившись с женой, отбыл на остров Лемнос в свою
кузницу. Афродита, призвав Ареса, возлегла с ним на ложе любви.
Предаваясь страсти, они поздно заметили, что попали в прочную сеть
Гефеста Так они и лежали обнаженные, когда изобретательный муж вернулся,
взяв в свидетели своего супружеского бесчестия богов Они вынуждены были
— не без интереса к прелестям Афродиты — констатировать прелюбодеяние.
Аполлон подтолкнул Гермеса и заметил с усмешкой: «Мне кажется, ты бы и
сам не прочь оказаться на месте Ареса». Гермес не возражал, и оба
рассмеялись.
Однако дело приняло нешуточный оборот. Гефест потребовал от приемного
отца Афродиты, Зевса, возврата всех богатых свадебных даров Однако Зевс
рассердился и заявил, что Гефест сглупил, выставив напоказ неверность
жены. И хотя семейный конфликт был улажен, у Афродиты появились новые
страстные поклонники: Гермес и Посейдон. От первого у нее родился
Гермафродит, в которого влюбилась нимфа Салмакида и, не добившись
взаимности, упросила богов слить ее с прекрасным юношей; так появилось
первое двуполое существо. От Посейдона же у Афродиты, по некоторым
сведениям, было двое детей.
Вот слова А.А. Тахо-Годи: «Богиня сохраняет милый нрав даже в самые
неприятные минуты, например, когда она застигнута мужем и другими богами
на любовном свидании с Аресом. Кокетство не покидает Афродиту и тогда,
когда, раненная Диомедом, она плачет, уткнувшись в колени своей милой
матери Дионы. Поистине, как говорит Гера, богиня Афродита покоряет людей
и богов силой любви и влекущей прелестью».
Любовные приключения Афродиты многочисленны, и детей у нее немало.
Возможно, многие из них были «присочинены» сравнительно поздно, для того
чтобы умалить авторитет этой богини. Дело в том, что ее почитали прежде
всего на островах и в Малой Азии; не случайно в Троянской войне она
вместе с Аполлоном, Аресом, Артемидой выступает против ахейцев на
стороне троянцев.
Есть предположение, что сеть, в которую она угодила с Аресом, была в
более древних мифах ее атрибутом как богини, связанной с морем. Ее
позор, в таком случае, был своеобразной местью греков, снижением величия
ее образа. Как отметил А.Ф. Лосев, Афродита считалась даже богиней
гетер, сама именовалась гетерой и блудницей. Столь унизительное
положение великий философ Платон определил «Афродите Пандемос»
(Всенародной), доступной каждому, отличая «Афродиту Уранию» (Небесную),
доступную немногим; именно она возвышает душу влюбленных, вдохновляет
поэтов и мыслителей
В римской мифологии Венера была сначала богиней садов и плодов. В связи
с почитанием героя Энея, сына Анхиса и Афродиты, качества последней
перешли к Венере. Ее культ достиг апогея около двух тысячелетий назад,
когда ее считали богиней удачи и победы такие знаменитые римляне, как
Сулла, Помпеи и Цезарь. С распространением в Римской империи восточных
культов, Венеру стали отождествлять с богинями Исидой, Ас-тартой.
Мифологический круг замкнулся.