ГРЕЦИЯ, РИМ
Боги Древней Греции и Рима (как преемники древнегреческой культуры)
превратились со временем в символические образы, которые широко
использовались в поэзии, живописи, философии едва ли не всех европейских
народов. Несмотря на господство христианской религии, эти языческие боги
продолжали существовать в сознании людей, хотя и во многом утратив свою
мистическую сущность.
Характеризуя древнейшую, «доклассическую» мифологию, крупный специалист
(специалистка) по древнегреческой литературе А.А. Тахо-Годи отметила
феномен слияния архаического человека с природным миром, «ощущение себя,
как и вообще всего животного мира, частью природы, порождением одной и
той же матери — материи». По этой причине, считает она, для древнейшей
мифологии характерны смешанные сочетания: человека с конем (кентавр),
змеей (Ехидна), львом (Сфинкс), морским чудовищем (Тифон), быком
(Минотавр).
Ощущение единства с окружающей природой определило легкость превращений
людей в растения, животных, камни, ручьи, реки, озера. В то же время
древнегреческие боги порой сохраняют признаки тотемов: так, Зевс нередко
отождествляется с быком. Но едва ли не главный признак архаических
верований — представления о бесчисленных мелких духах природы,
присутствующих в лесах и рощах, ручьях и родниках, в пещерах и ущельях,
у отдельных деревьев и скал (нимфы, наяды, дриады, сатиры). Духи
природных стихий, как предполагалось, были преимущественно враждебны
человеку («демоны глухонемые» — по образному выражению Федора Тютчева).
Преодоление пассивного сопротивления «дикой» природы породило
многочисленные предания, мифы о героях. Среди них особо выделяется
Геракл (Геркулес). Затем произошло разделение мифических героев на две
группы. Более древние, давшие людям огонь, научившие искусствам,
земледелию, ремеслам (Прометей, Аполлон, Деметра, Гефест), были отнесены
к бессмертным богам. Деяния других, более поздних героев (Дедала, Орфея,
Тесея, Одиссея) уже можно отнести к рубрике «жизнь замечательных людей».
Мудр миф о Фаэтоне, сыне бога Солнца Гелиоса и смертной женщины. Он
осмелился занять место отца в солнечной колеснице. Небесные кони,
однако, почуяли неуверенность руки смертного человека и понесли сияющую
колесницу. Когда она приближалась к земле, вспыхивали леса и дома,
обрушивалась на людей, растения, животных губительная засуха. Удалялась
солнечная колесница — начинались страшные холода. Ударом молнии Зевс
сразил Фаэтона...
Миф предостерегал: не следует человеку своевольно вмешиваться в ход
природных процессов, подчиненных высшим законам, божественным силам.
Забвение этой истины приводило прежде и приводит сейчас народы и страны
к экологическим кризисам.
Согласно мифам, изначально существовал Хаос (разверзшаяся бездна). Можно
предположить, что это отражает хаотичные, неорганизованные в
определенном порядке представления людей об окружающем мире. С освоением
производящего хозяйства, созданием культурных ландшафтов, городов,
искусственной (техногенной) среды, человек стал по-новому относиться к
духам природы. Вот что писал об этом философ А.Ф. Лосев:
«Теперь и только теперь природа получает у греков то умиротворение и ту
поэтизацию, которыми они прославились на все последующие века вплоть до
настоящего времени. Нимфы рек и озер, так называемые океаниды, или нимфы
морей, так называемые нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей и т.д.
раньше представляли собой дикие и ужасные страшилища, от которых человек
не знал, куда и деться. Но теперь значительно возросла его мощь и власть
над природой... Нимфы, рассыпанные по всей природе, получили теперь
красивый, милый вид...
Всем теперь правит Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках.
Раньше он сам был и ужасным громом, и ослепительной молнией... Теперь же
гром и молния стали не больше как атрибуты Зевса, и от разумной воли
Зевса стало зависеть, как и для каких целей пользоваться ему своими
громами...
Фемида раньше тоже ничем не отличалась от Земли и была страшным законом
ее стихийных и беспорядочных действий. Теперь она — богиня
справедливости, богиня прекрасного человеческого правопорядка... Детьми
Зевса и Фемиды являются Оры — веселые, прелестные, благодетельные, вечно
танцующие богини времен года и государственного распорядка,
справедливейшим образом посылающие с неба атмосферные осадки... Даже
мойры, эти страшные и неведомые богини рока и судьбы, управляющие раньше
всем Мирозданием и бывшие только одним из аспектов все той же
богини-Матери, даже эти мойры трактуются теперь как дочери Зевса и ведут
блаженную жизнь на светлом, веселом и красивом Олимпе».
Если прежде боги нисходили с небес к людям, то теперь герои смело
бросали вызов богам. Лидийский царь Тантал, похитив с неба нектар и
амброзию, раздавал божественную пищу людям Певец Фамирид вступает в
музыкальное состязание с музами. Мастерство Дедала позволяет его сыну
подняться к Солнцу. Ниоба, дочь Тантала, считает себя красивее Лето
(Латоны), матери Аполлона и Артемиды. Диомед вступает в рукопашный бой с
Аресом и Афродитой И вот уже могучий Геракл взваливает себе на плечи
свод небесный!
Однако мнимое освобождение от власти природы сопровождалось все более
властным порабощением социальной средой, правилами и ритуалами,
государственными структурами. Зевс хотя и управляет миром, привнося
порядок в первозданный хаос (непознанные еще законы природы), но и его
своеволию почти нет предела, о чем свидетельствуют его многочисленные
сексуальные похождения. А с VI века до н.э , когда стала развиваться
греческая (ионийская) натурфилософия, боги вообще отрешились от высоких
идей, и начали вести жизнь, подозрительно похожую на человеческую.
Греческим мифологическим персонажам повезло в том смысле, что им в
древности были посвящены поэтические труды Ге-сиода, Гомера. Эти и
некоторые последующие мыслители постарались навести порядок в систему
разрозненных преданий. Сложившаяся мифология (именно — «логия»,
означающая познание) оказалась настолько законченной, что ее переняли
римляне. При этом греческие божества приобретали новые имена, но в общем
существенно не отличались от своих прообразов. По этой причине мы не
станем их выделять особо.