ИЛУ (ИЛ, ЭЛИМ)
Так называли в Угарите, а затем Финикии Бога богов, Творца творений,
верховное божество. К сожалению, более или менее завершенные мифы о том,
каким образом он создал мироздание, отсутствуют. Не исключено, что это
происходило так, как описано в Библии — божественным Словом.
«Илу связан скорее с космосом, со всей вселенной, чем с какой-либо
конкретной страной, — пишет Ю.Б. Циркин в книге «Мифы Финикии и
Угарита». — В качестве такового он охраняет мировой порядок и в случае
необходимости восстанавливает гармонию мира — и природного, и
человеческого. В своем жилище Илу возглавляет собрание богов, устраивает
для них пиры... Илу — высшая инстанция, и его решения могут быть
изменены только им самим. Он — воплощение мудрости и милостивости».
Местопребывание Илу указано в мифе неопределенно: на горе «у устья Реки,
у истоков Океанов обоих». При всей абстрактности такой мифической
географии, она предельно приземлена и отражает те ограниченные знания об
окружающем мире, где всего лишь два океана, которые были известны
жителям Угарита и финикийцам. Последние действительно бывали не только в
районах Средиземного моря и Персидского залива, но и выходили в
Атлантический и Индийский океаны, хотя, конечно же, не имели ясного
представления о них и плавали лишь вдоль побережий.
Таким образом, можно сказать, что Илу находился в центре мироздания,
известного жителям Угарита Кроме того, этот высший бог считался владыкой
времени, «царем годов». Символом его является священный бык как
олицетворение мощи и плодородия, плодовитости.
Принято считать, что этот бог представлен могучим старцем с седой
бородой, давно отошедшим от мирских дел и мало вмешивающимся в
установленный мировой порядок. Однако, как и все боги, он для верующих
не оставался постоянным на все века. Как отметил А.И. Немировский, образ
Илу, созданный мифами, сформировавшимися в начале II тысячелетия до
н.э., не всегда соответствует представлениям о нем верующих, живших во
время записи мифов. Так, в одном из гимнов в честь Илу он предстает в
образе могучего воина:
Восстань, Илу, Отмети, Илу, С копьем, Илу, С дротиком. Илу, С упряжкою,
Илу, С погибелью, Илу, С пожаром, Илу, С горением, Илу, Ради Угарита —
Живее на помощь».
Жена (по другой версии, дочь) Илу — Асират была владычицей моря и
звалась Великая Асират Морская, олицетворяя морскую стихию и
покровительствуя рыбакам. Она выступала и как прародительница богов и
людей, хотя некоторые божества и не считались ее потомками, например
высокочтимый Балу.
С позиций единства земной природы связь гор и вообще суши с морями и
океанами представляется совершенно естественной и плодотворной, что
вполне оправдывает супружескую связь Илу и Асират. Но для народа,
жившего на побережье, единение и взаимодействие суши и моря были
привычны не столько в глобальном, сколько в локальном аспекте.
Самое удивительное, что имя этого давно почившего (вместе с почитавшими
его людьми) бога продолжает звучать и в наши дни и перейдет в будущее.
Дело в том, что оно присутствует как окончание в таких именах, как
Миха-ил, Гаври-ил, Дани-ил, Саму-ил, Рафа-ил. Они вошли в Тору и Библию,
распространившись не только в иудейском, но и в христианском мире.
Есть мнение, что в Угарите почитался таинственный «Бог отцовский», имя
которого или забылось, или сохранялось в строжайшей тайне. Возможно, он
был первоначальным богом-Творцом, отцом Илу. Вопрос остается неясным.
Некоторая неопределенность и, можно сказать, всеохватность Илу, его
положение над людьми и богами способствовали тому, что со временем он
все более отстранялся от других божеств, деяния которых были подобны
человеческим, возвышаясь над ними как Бог богов или просто Бог. В Ветхом
Завете это уже один и единственный Бог — Элохим.
Однако ни в Угарите, ни в Финикии так и не осуществился переход к
единобожию. «Боги Угарита, — подчеркивает А.И. Не-мировский, — мыслятся
в образах людей, но неизмеримо более могущественных и бессмертных. Они
пируют, любят, ненавидят, видят сны, постоянно воюют друг с другом,
проявляют коварство и жестокость». В этом отношении Илу отличается тем,
что он не столь деятелен, находясь, как говорится, «над схваткой», а
потому он менее очеловечен и в наибольшей степени абстрактен.