БОГ ДЕЙСТВУЮЩИЙ
Так условно можно назвать божество, которому поклонялись как сущности
активной, от которой зависит судьба людей, текущий ход дел. Богу-творцу
отводилось место достаточно неопределенное — где-то высоко в небесах
или, чаще, повсюду и нигде конкретно, причем он мог принять любую форму
и реже всего — человеческий облик.
В этом отношении деятельный бог более определен и чаще всего связан с
природными стихиями.
Например, у масаев Нгаи (Энгаи) — одновременно и небесное божество
дождя, грома и молнии, и бог войны, от расположения которого зависит
удача во время сражений, набегов. Масаи верили, что он одобряет их
грабительские походы и захват у соседних племен скота и другой добычи.
Ему молились перед набегами, что, по-видимому, придавало им уверенности
в правомерности разбоя.
Как олицетворение природной стихии Энгаи выступал под разными
расцветками. В виде Нарока (Черного) он олицетворял добро и
ассоциировался с ясным небом, дальними раскатами грома и небольшими
благодатными дождями. А Энгаи-Наньокье (Красный) был гневным и опасным,
приносил с собой страшную грозу с молнией и громом. Порой они
представлялись двумя братьями. Согласно другим версиям братьев три или
даже четыре, из которых добрым всегда является черный, грозным — красный
(кроме них — белый и серый).
У племени ашанти (Гана) как бог-творец почитался Ньяме. Одним из его
символов был трудолюбивый паук. Завершив свои земные дела, он удалился
на небо. Его супруга Асаое Афуа осталась богиней земли и плодородия.
Ньяме послал своего сына Тано (Тандо) на землю для того, чтобы вершить
дела людей. Бога Тано связывали с рекой Агьентоа и считали покровителем
племени. Ему молились перед военными походами. Однако, после того как
англичане покорили ашанти, престиж этого бога упал.
У племени шона, живущего в междуречье Лимпопо и Замбези, деятельный бог
Мвари является одновременно и громовиком и первопредком. Он может
милостиво даровать дождь или покарать жестокой засухой. В то же время с
его именем связывают и различные проделки, имеющие целью поучать людей.
Согласно представлениям племени фон, творец мира Маву-Лиза, существо
неопределенного облика, двуполое, породило несколько богов, которые
стали повелевать природными стихиями, но главными из них были
первенцы-близнецы Да Зоджи и Ньохве Анану (ставшая его женой). Именно им
было предоставлено право повелевать всеми земными делами, населить землю
людьми и управлять ими.
В то же время существует грозный бог-громовержец Хевиозо, от
расположения которого во многом зависит благосостояние людей: он
посылает жару и сушь, ливень и бурю, но также дарует дождь, обеспечивая
плодородие полей. Ему помогают его дети.
У племени шиллук верховное небесное божество Джуок, создавшее небо и
землю, а из глины — людей, стал повелителем духов и дождя (в виде
небесного быка). Однако его «представителем» на земле считался
божественный предок, культурный герой Ньиканг.
В общем, деятельный бог может принимать различные формы, хотя чаще всего
он фигурирует в образе громовника и человека, первопредка, продолжающего
влиять на земные дела. И тот, и другой образы вполне оправданы. В первом
случае речь идет о явлении, от которого зависит благополучие племени, но
на которое человек не способен оказать влияние.
Почитание первопредка — характерная черта первобытных религий. Оно
сопряжено с уважением к традициям и способствует стабильности общества
(хотя и тормозит его технический и социальный прогресс). В этом смысле
предки действительно остаются среди живущих и оказывают влияние на них.