ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА
О наиболее великих и знаменитых богах Африки
мы уже говорили, когда шла речь о египетской цивилизации. Сейчас нам
предстоит познакомиться с богами тех африканских племен и народов,
которые значительно отстали в социальном, техническом и культурном
отношении от индустриально и культурно развитых стран мира.
Может показаться странным, что на одном и том же континенте в
сравнительной близости находились и одна из самых первых и процветающих
несколько тысячелетий цивилизация долины Нила, достигшая необычайных
успехов в культурном развитии, и как бы обреченные на вечную отсталость
разрозненные культуры племен, сравнительно недавно переступивших рубеж
бронзового века, а то и неолита.
Чем объяснить такую катастрофическую разницу? Расовыми особенностями,
природными условиями или какими-то иными причинами? Когда и почему
началось сказываться преимущество одних народов (или обитателей одних
регионов) перед другими? Можно ли говорить о каких-либо богах
тропической Африки, которые почитались многими племенами (народами), или
придется только сослаться на необычайную пестроту религиозных воззрений
при огромном количестве богов, которым поклонялись сотни африканских
родов и племен?
Самое интересное и удивительное, что семь-восемь тысячелетий назад в
Африке действительно могла существовать передовая по тем временам
цивилизация, охватывающая значительную часть континента, которую ныне
занимает Сахара и прилегающие к ней районы — вплоть до зоны влажных
тропических лесов. От нее сохранились только остатки стоянок времен
древнего, среднего и нового каменного века, знаменитые наскальные
рисунки Сахары, высохшие долины рек и впадины былых озер и величайшая
пустыня в мире.
Еще тогда, когда в долине Нила были непроходимые леса и болота, на
территории Сахары располагались, как надежно выяснено палеогеографами и
геологами, преимущественно саванны. Это были места, благоприятные для
обитания и культурного развития местного населения: разнообразие
ландшафтов, обилие рек и озер, отдельные лесные массивы и заболоченные
территории, обилие самых разнообразных животных.
Наскальные рисунки Сахары запечатлели многих представителей тогдашней
фауны, охотничьи сцены, а в более позднее время — скотоводов со своими
стадами, а затем колесниц и вновь примитивных — по одежде и вооружению'—
охотников. К сожалению, среди огромного разнообразия рисунков очень
редки сцены, которые можно интерпретировать как мистические или
религиозные. Это показательно. Судя по всему, люди тех далеких времен
были преимущественно реалистами (что подтверждают и наскальные рисунки
каменного века в Европе).
Если учесть, что в Африке не было встречено племен, не имеющих более или
менее сложных религиозных представлений, то и во времена сахарской
саванны, надо полагать, существовали у людей представления о богах.
Однако изображать великих богов они или не желали, или боялись, или
просто не могли по той простой причине, что боги эти были
преимущественно абстрактными, во многом умозрительными. А вот более
мелких духов, фантастических существ люди порой изображали. Это или
мелкие рогатые фигурки, похожие на чертиков, или крупные массивные
круглоголовые существа, похожие на людей, одетых в скафандры и с
антеннами на головах (эти изображения содействовали утверждению
современного мифа о прилете на Землю инопланетян). Возможно, это — люди
в масках и ритуальных нарядах.
В общем, судя по этим памятникам далекого прошлого, люди не изображали
образ Божий в виде человека. Это соответствует одной из характерных
особенностей религиозных представлений африканцев: верховное божество
для них было абстрактным или полуабстрактным понятием. Конкретными
проявлениями высших сил были божества отдельных стихий, обожествленные
предки или животные, духи-демоны, присутствующие повсюду и постоянно
вмешивающиеся в дела людей.
Приводить конкретные примеры в нашем случае — занятие неблагодарное и
утомительное, ибо пришлось бы перечислять десятки племен и народов,
множество имен богов. Но все-таки некоторых богов упомянем (в скобках —
названия племен).
Очень распространено божество Земли — чаще богиня: Бун-си (банту),
Кловеки (кробо), Одудва (йоруба), Пемба (бамба-ра) и др. В некоторых
случаях бог Земли является одновременно и творцом. Божество воздуха
Телико (бамбара) могло олицетворять дыхание, а божество огня и железа
Огун (йоруба) — войну. Оригинален Масапару (бобовуле), олицетворяющий
животворную подземную или колодезную воду.
Обожествление животных исследователи связывают с пережитками тотемизма,
когда название животного было именем обожествленного предка, а затем
стало духовным покровителем рода. Часто обожествлялись змеи. В Дагомее
небесный змей Данг-бе отождествлялся с дождем и радугой. Хотя чаще
плодородный дождь считался проявлением силы небесного быка: Джоука
(шиллук), Ниалит (динка), Нуна (баи), Хеко (каффа), который нередко
выступал и как бог-творец. У догонов божественный змей Сиги считался и
первопредком. У прибрежных племен на западе континента морскими
божествами, покровителями рыболовства, считались Манийри, Манто,
Нанзикра, выступавшие в образе морского животного ламантина...
Общим для народов Африки (в чем они, конечно, не оригинальны) является
культ предков. Этот обычай с древнейших времен помогал людям сохранять
стабильность общества, старинные заповеди, обряды, а также суеверия.
Этот же обычай противостоял всяким новшествам, нововведениям, открытиям.
Культ животных (часто насекомых, пауков) был свойственен племенам
охотников и собирателей, тогда как земледельцы и скотоводы перешли к
обожествлению природных стихий, Солнца, Земли, воды.
По свидетельству английского этнографа XIX века А. Элли-са, в Гане
(прежде — Золотой Берег) «каждый поселок, деревня, округа имеют своих
местных духов, или богов, повелителей рек и ручьев, холмов и долин, скал
и лесов». Большинство таких духов считалось враждебным людям. Кроме
того, распространен культ умерших вождей, правителей (или здравствующих,
что накладывает на них обязанности порой поистине божественные,
например, вызывать дождь), а также племенных богов и даже личных
(фетишей), с которыми обращаются достаточно сурово, ожидая от них
исполнения некоторых желаний, содействия в делах; а чтобы фетиш (обычно
в виде деревянной фигурки) не забыл пожеланий, в него вколачивали
гвозди.