ТЛАЛОК
Так называли ацтеки бога небесных стихий, дождя, грома и молнии, который
одновременно повелевал всеми съедобными растениями (его имя означает:
«Заставляющий расти», «Взращивающий»). У майя аналогом этого божества
был Чак («Топор»).
Может показаться странной связь топора с молнией, дождем и
произрастанием полезных растений. Однако такая связь существует:
подсечно-огневое земледелие предполагает вырубку или подрубку леса
топором, сжигание срубленных деревьев, устройство возделанного поля и
животворные дожди, способствующие богатому урожаю.
Помимо одного небесного Чака, который преимущественно «заведовал»
дождями (в своем небесном доме он держал один или четыре тыквенных
сосуда с водой), существовали многочисленные Чаки, обитавшие в пещерах,
лесах, болотах, озерах. То же самое относится и к Тлалоку. Помимо
главного небесного божества предполагалось множество других — мелких,
местных. Обиталищем Тлалока считались горные вершины и небо над
Мексиканским заливом — то пространство, где рождаются облака. В четырех
углах его жилища находятся огромные кувшины, в которых он держит
благодатные дожди, губительные ливни, засуху и болезни растений.
В общем, это был добрый бог, но временами его характер портился или он
гневался на людей, и тогда опрокидывал кувшины, приносящие бедствия (его
символом нередко был кувшин). Возможно, в глубокой древности он был
божественным змеем, тотемным животным. С той поры сохранился один из его
атрибутов — змееподобный посох, усеянный зубами, превратившийся в символ
молнии. В его небесные владения попадали души убитых молнией, а также
утопленники, прокаженные и подагрики (считалось, что он ответственен за
эти болезни). Попавшим к нему в Тлалокан можно было позавидовать: их
ожидало изобилие пищи и цветов.
Возможно, одной из главных резиденций этого бога считалась гора близ
города Теночтитлана, носившая его имя. Там была воздвигнута большая
статуя Тлалока с углублением в голове, куда в процессе ритуальных
церемоний складывали семена всех съедобных растений.