ИЦАМНА
Судя по имени этого божества («Дом игуаны»), оно перешло в мифологию
майя из более древних эпох, когда поклонялись тотемным животным. С тех
пор сохранился символ этого божества — кайман или игуана.
В более позднее время эти животные стали символами четырех опор
мироздания: головы рептилий, соединяясь внизу головами, составляли
землю, а их поднятые вверх тела и соединенные в виде купола хвосты —
небосвод. По другой версии, Ицамна — это олицетворение мироздания: земля
— это голова, а небо — тело божества.
Около 3—3,5 тысячелетий назад образ Ицамны изображался порой примерно
так, как изображались китайские драконы: рептилия с крыльями птицы,
зубастой пастью и когтями ягуара. Это был один из наиболее чтимых богов.
В человеческом облике он выступал в образе беззубого старика. Возможно,
тем самым подчеркивалась древность этого бога.
Со временем Ицамна утрачивал архаичные черты, приобретал новые качества.
Это было связано в значительной степени с переходом к новым типам
производящего хозяйства, классовой организации общества. Теперь он стал
«заведовать» земными стихиями: вулканическими извержениями и
землетрясениями, дождями и росами, солнечным теплом, произрастанием
растительности.
В некоторой степени Ицамна стал абстрактным божеством, олицетворяя собой
полезные или вредные дожди, почвенное плодородие, сотворение мира и даже
изобретение письменности, основание жречества. Он считался покровителем
ряда городов-государств майя.