ОМЕТЕОТЛЬ
Это — один из наиболее великих, древних и загадочных богов нагуа. В
гимне, посвященном ему, сказано:
Мать богов, отец богов, старый бог,
распростертый в центре земли,
заключенный в бирюзовую темницу.
Тот, который находится в водах цвета голубой птицы,
тот, который скрыт облаками.
Старый бог, который живет среди теней из мира мертвых,
Господин огня и года.
Здесь подчеркивается двойственность, дуальность Ометеотля: он и мать, и
отец богов. В то же время он присутствует не только в центре земли
(читай — Вселенной?), но и в воде, воздухе, в царстве мертвых, а также
повелевает огнем и временем.
В другом тексте содержится намек на то, что идеи разрабатывал,
по-видимому, жрец Кецалькоатль:
И рассказывают, и говорят, что Кецалькоатль, взывая, делал своим богом
нечто в глубине неба. К той, у которой юбка из звезд, к тому, кто
заставляет светиться вещи. Госпожа нашей плоти, Господин нашей плоти;
та, которая одета в черное, тот, который одет в красное; та, которая
поддерживает землю, тот, который покрывает ее хлопком.
И туда обращал он свои призывы, как было известно, по направлению к
месту дуальности, месту девяти перекладин, из которых состоит небо...
Двойственная основа мира, соединение в верховном боге и женского, и
мужского начала, позволяет предполагать дальнейшее порождение новых
сущностей, новых богов. Правда, двойственность мира предстает более
поэтической, чем натуралистической, ибо Госпожа плоти связывается с
ночью, звездным небосводом, подземельем, а Господин плоти — с днем,
солнечным светом, растительностью и плодородием полей.
В данном тексте говорится о девяти небесах, но чаще всего их насчитывали
тринадцать. Согласно верованиям ацтеков, на тринадцатом небе находится
владыка мира Ометекутли. Однако в этих более поздних представлениях
философские идеи жреца Кецалькоатля выхолощены и упрощены. У ацтеков
главным воплощением Ометекутли был Тонакасиуатли («Владыка нашего
существования»), имевший жену Тонакасиуатль, которые являлись и творцами
мира, и пер-вопредками людей.
Надо заметить, что до нас дошли только сравнительно поздние предания, в
которых верховный жрец Кецалькоатль предстает мифическим персонажем, а
на его представления о мире и человеке накладываются более поздние
взгляды, нередко опровергающие его идеи. Восстановить истину в таких
условиях чрезвычайно трудно, и это — дело специалистов.