ЯПОНИЯ
Первые сведения о всеяпонском божестве относятся к VI веку до н.э.
Согласно японской традиции, 11 февраля 660 года до н.э. считается датой
основания государства. Тогда уроженец острова Кюсю Дзимму завоевал
страну Ямато и занял ее престол, называя себя Сыном Неба, а своей
праматерью — богиню Солнца Аматэрасу. Впрочем, есть предположение, что
Дзимму — мифический герой, имя которого обозначает божественный воин».
О древнейших богах, которых чтили на Японских островах, существуют
только предположения. По-видимому, это были местные племенные божества,
духи-покровители, которых называли «ками». Когда в VI веке на островах
появились первые проповедники буддизма, местную религию стали называть
ками-но-ми-ти («путь ками»), а по-китайски — син-то. Последний термин
вошел в европейские языки, и теперь древнюю местную религию японцев
называют синтоизмом.
Поклонение духам природы, горам и камням, долинам и рекам, растениям и
животным, соединилось в синтоизме с обожествлением мифических предков
императорского дома, а также некоторых богов. На развитии этой религии
сказалось влияние буддизма. В период феодальной раздробленности в Японии
стало пользоваться популярностью христианство, но это продолжалось не
долго: оно было запрещено в начале XVII века. В середине XIX века в
связи с укреплением власти микадо (императора) синтоизм вновь обрел
широкую популярность, хотя и не смог вытеснить буддизма.
До окончания Второй мировой войны синтоизм (храмовый, в отличие от
сектантского) был государственной религией Японии, провозглашая догмат о
божественности императорской власти. Его священной воле обязан был
повиноваться каждый японец. Такое слияние религиозной веры с
государственной властью служило единой идейной опорой японцев и
способствовало их завоевательской политике.
Существуют десятки сект синто, многие из которых сохраняют следы древних
культов духов стихий, но есть и обновленные. Так, секта тенрикё
поклоняется божественному вселенскому разуму Тенри. Но в целом синтоизм
предполагает поклонение многочисленным богам, не только общим, но и
местным, а также семейным (считается, что каждый умерший превращается в
ками, а потому глава семьи или рода совершает моления духам предков).
Существует два свода японских мифов и легенд — «Кодзи-ки» и «Нихонсёги»,
начало составления которых относят к VII веку. Как обычно бывает, четкой
определенной системы в японской мифологии нет. О некоторых богах,
представленных культурными героями, рассказывается много, тогда как
другие, порой не менее важные, лишь упомянуты. К последним можно отнести
Инари — «рисового человека», покровителя земледелия, которого изображали
обычно с лисицей и двумя охапками рисовых колосьев. По-видимому, некогда
он был связан с тотеми-ческим культом лисы, затем стал богом земледелия
и пищи («пяти злаков»), а с развитием торговли стал считаться
покровителем торговых операций, божеством успеха и богатства. Однако
Инари, почитаемый в народе, не был причислен к сонму великих богов.