ХУАН-ДИ
Как многие мифологические персонажи Китая, это божество имеет несколько
разных обличий, подчас не связанных между собой, во всяком случае явно.
Даже имя его толкуют по-разному: «Желтый государь» или «Блестящий
государь». Первое, пожалуй, больше отвечает действительности, потому что
Хуан-ди связывали с магическими силами земли. Как известно, в Китае
широко распространены палево-желтые лёссовые породы, в которых издавна и
поныне устраивают местные жители подземные жилища и даже храмы (кстати,
знаменитые киевские пещеры тоже пробиты в лёссах).
В некоторых случаях Хуан-ди считают реальным историческим лицом,
правившим якобы в середине III тысячелетия до н.э. Но продолжительность
его правления называют явно мифической: 100 или даже 300 лет. Ему
приписывают изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель
(все это очень сомнительно). Считалось, что он научил людей устраивать
глубокие колодцы, отливать колокола и треножники, мастерить телеги и
лодки (последнее тоже сомнительно). Говорили, будто он сделал волшебный
барабан из шкуры дракона-громовника.
Его почитали как мудрого и деятельного политика, при котором осваивались
предгорья, прокладывались дороги. Имея много жен, он стал отцом 25
мальчиков, 14 из которых основали новые княжеские роды. В знак его
благополучного правления в стране появились единорог и феникс. В конце
жизни он собрал медь на горе, отлил ритуальный треножник. К нему
прилетел дракон, Хуан-ди, ухватил его за ус, оседлал и вознесся в небо,
удостоившись бессмертия.
По другой версии, он погребен на горе Цяошань в провинции Шэньси, или,
другой вариант, там покоится его одежда, а тело и душа пребывают на
небесах. Вся история с полетом на драконе может быть отголоском предания
о том, что первопре-док рода Чэнь был зачат от удара молнии и являлся
драконопо-добным божеством грома и грозы. Создается впечатление, что в
древности при каком-то правителе (Хуан-ди?) был создан огромный барабан,
звук от которого напоминал громыхание грома. Возможно, ударяя в него,
заклинатели пытались отвести грозу и град. Для этого же стреляли в небо
с облаком-драконом из луков (согласно легенде, когда Хуан-ди улетал на
драконе, его сторонники стреляли в чудовище из луков, чтобы заставить
его опуститься). Подобные ритуалы, призванные устранить опасность града
или шквала, смерча, практиковались у разных народов.
Нетрудно усмотреть в преданиях о Хуан-ди причудливую смесь более или
менее реальных эпизодов, весьма сомнительных и откровенно фантастичных.
Последние и делают его мифологическим героем. Его рождение представлено
чудесным и невероятным: он сразу же начал говорить, имел солнечный рог,
лик дракона, четыре глаза (или даже четыре лица). Последнее
обстоятельство подчеркивало его нахождение в центре мира или
Поднебесной, а значит, превращало в верховное божество.
Ему легенда приписывала огромный рост и необычайно умелое владение
копьем и щитом. Зная о своем могуществе, он потребовал дань с правителей
всех четырех сторон света. Трое из них безоговорочно подчинились более
сильному владыке. Осмелился перечить лишь Янь-ди, правитель Юга и
божество солнца, которого называют родным или сводным братом Хуан-ди.
Янь-ди — фигура интересная. В переводе его имя означает «повелитель
пламени». В некоторых мифах ему приписывалась роль первого земледельца:
при нем якобы появилась красная птица с девятью колосками злаков в
клюве, которая роняла их на землю. Янь-ди подбирал зерна и сажал в
землю; тот, кто вкушал выросшие злаки, становился бессмертным.
В свою очередь, у Янь-ди был своеобразный двойник — «божественный
земледелец» Шэнь-нун, с которым тоже связывали начало земледелия, а
также мудрое правление. При нем с неба дождем посыпалось просо, и он
первым стал пахать и сеять. В отличие от него, Янь-ди, связанный с
огнем, являлся олицетворением подсечно-огневого земледелия.
Итак, Янь-ди осмелился не подчиниться повелению Хуан-ди, отказавшись
платить ему дань. В ответ Хуан-ди собрал тигров, барсов, медведей и
выступил против брата. (Обратим внимание на эту деталь: звери,
естественно, являются «противниками» подсечно-огневого земледелия, ибо
страдают и гибнут от него; такой «экологический мотив» усматривается в
данном мифе.) Произошла кровопролитная битва, в которой Янь-ди потерпел
поражение (нет ли тут намека на отказ от подсечно-огневого земледелия?).
Не исключено, что в подобных мифах отражаются главным образом предания о
борьбе за власть правителей или кланов древности. Однако в любом случае
перед нами — образы мифологических героев, которые вобрали в себя
несколько разновозрастных пластов старинных преданий: о легендарных
правителях, культурных героях, связанных главным образом с земледелием,
а также о приходных явлениях. При этом поэтические обороты, например,
громоподобный барабанный бой, облако-дракон, обретали черты реальности.