НЮЙВА
В китайском пантеоне женщинам уготовано скромное место. Первоначально
женское божество со временем, в более поздних мифах, порой становилось
мужским образом или каким-нибудь чудовищем. Считается, что Нюйва в
древности была женщиной-лягушкой, а позже ее стали изображать женщиной с
телом змеи. Предполагается, что у племен Ся она считалась
прародительницей рода человеческого.
В произведении II века до н.э. «Хуайнань-цзы» («Хуайнаньский философ»)
она представлена как божество космогоническое и в то же время культурный
герой, хотя в этом случае люди существуют как будто бы испокон веков, в
еще «недоустроенном» мире: «В очень давние времена четыре столба [по
четырем странам света] были низвергнуты, девять областей [обитаемого
мира] раскололись на части. Небеса не покрывали всего [Мира], а Земля не
поддерживала полностью [Небеса]. Огонь бушевал — и никто его не тушил,
воды разливались — и никто их не сдерживал. Лютые звери пожирали людей,
хищные птицы терзали старых и слабых своими когтями. Вот почему Нюйва
сплавила вместе камни пяти цветов и залатала ими лазурное небо. Она
отрезала ноги у черепахи и укрепила ими четыре столба. Она заколола
Черного Дракона, чтобы спасти область Цзи; она собрала тростниковую
воду, чтобы запрудить непокорные воды».
Нюйва, как видим, постаралась благоустроить мир для людей, которые то ли
были ленивы, то ли дики и глупы. В более позднем мифе дано пояснение:
когда божество воды Гунгун боролся за власть с духом огня Чжужуном, то,
терпя поражение, споткнулся о гору, сломал небесную опору и повредил
небосвод. Этот миф объясняет, почему на земле и на небе нет полной
симметрии: на восток от суши (в Китае, конечно) находится великая
впадина океана, и реки текут на восток, тогда как небесные тела движутся
в противоположном направлении и незримая ось, вокруг которой вращается
Небо со звездами, наклонена по отношению к горизонту. Все это —
последствие столкновения двух гигантов: Гунгуна и Чжужуна, духов воды и
огня.
В трактате II века «Общий смысл обычаев» приведен миф о сотворении
людей: «В народе рассказывают, что когда Небеса и Земля отделились друг
от друга, но еще до того, как появились люди, Нюйва творила людей,
сбивая в ком желтую землю. Но работа эта сильно утомила ее, и у нее не
оставалось свободного времени. И тогда она протянула через жидкую глину
шнур и стала стряхивать капли глины на землю. Вот почему богатые и
знатные — это люди изготовленные [богами] из желтой земли, в то время
как бедные и ничтожные, все обычные люди, изготовлены с помощью шнура».
Выходит, что знатные — это «штучный товар», а обычные люди — продукт
«массового производства». Хотя неясно, почему внешне все так похожи, а
бедные порой богатеют, тогда как богатые и знатные могут стать
бедняками. Миф укореняет мысль о «естественности» кастовой структуры
общества. Вновь, как мы уже нередко замечали, предание идеологично,
имеет социальный подтекст. А космологическая идея осталась нераскрытой.
Кто и как сотворил мир? Китайцы вроде бы предпочитали не задумываться
всерьез на этот счет. В поэме «Тянь вэнь» («Вопросы Неба»), IV век до
н.э., автор предлагает читателю самостоятельно мыслить, искать ответы:
«Зачем И стрелами сбивал солнце?, Где было, чтобы в лесах из камня
какой-нибудь зверь умел говорить? Где было, чтобы безрогий дракон гулял,
посадив на себя медведя?» Среди подобных загадок есть и такая: «Нюйва
имеет тело — кто же слепил и скроил его?»
Таков извечный вопрос Всех мифов о творении, включая библейский или
самые современные космогонические научные теории (точнее — научные
мифы): кто создал Творца? Что было до того, как появился мир? А может
быть, нелепа уже сама постановка вопроса, как рассуждения о говорящих
животных или медведе, катающемся на драконе?
Китайцы предпочли видеть Нюйву не творцом мира, а его
благоустроительницей, а потому изображали ее с измерительным угольником
в руке или, как олицетворение женского начала Инь, с диском Луны в
руках. В этом случае ее братом и супругом называется первопредок-бог
Фуси («Ловец жертвенных животных»), изображаемый с циркулем в одной руке
и солнечным диском в другой — символом мужского начала ян. Оба эти
божества считались покровителями бракосочетаний, а Нюйва могла избавить
женщину от бесплодия.
Сам по себе дуализм инь и ян как двух противоположных начал — идея
великая, предваряющая представления о положительных и отрицательных
зарядах, частицах и античастицах, вакууме и антивакууме. Но в случае с
Нюйвой, сотворившей род человеческий, неясно, оставалась ли она при этом
все той же темной земной Инь, а потому и создала людей как существ
земных, исполненных темными страстями? Или все-таки приложил свою руку в
делах творения и светоносный Фуси?