ЗЕРВАН (ЗУРВАН)
Об этом боге времени и судьбы следует сказать особо. Он стал предметом
культа, религиозного течения зерванизма, которое даже соперничало с
маздеизмом. Не очень ясно, когда и как он возник. Предполагается, что
сравнительно поздно. Однако, по-видимому, еще раньше бытовал миф о
Зерване, который в пересказе М. Дрездена звучит так.
Некогда не существовало ничего: ни земли, ни неба, ни каких-либо тварей
на небе или на земле. Был только один Зерван.
Ему было одиноко, и в продолжении тысячи лет он совершал
жертвоприношения, прося себе сына, чье имя было бы Ормазд (Ахура Мазда)
и который создал бы небо и землю и все, что есть на них. Совершая так
жертвоприношения тысячу лет, он начал размышлять: «Есть ли польза от
моих жертвоприношений, будет ли у меня сын, или все мои старания
напрасны?»
И пока он так размышлял, в материнском чреве зародились и Ормазд, и
Ахриман. (Из этого следует, что это первосущество — человекоподобный
Зерван — был двуполым по природе своей.) Ормазд предугадал его мысли, и
как сама Правда сказал о них Ахриману. Тогда тот разорвал чрево и явил
свое отвратительное обличье отцу Зервану, сказав: «Я твой сын, Ормазд».
С отвращеньем отвернулся от него Зерван, видя в нем исчадье тьмы, ощущав
его смердение и чувствуя в нем творца зла. Он зарыдал. И тогда появился
на свет его сын Ормазд — светлый и благоуханный.
Ахриман приблизился к Зервану и напомнил о его зароке: «Берегись, разве
ты не поклялся первому пришедшему дать владычество над миром». И Зерван
ответил: «Сгинь, Нечистый; я сделаю тебя царем на девять тысяч лет, но
Ормазд будет править над тобой, а после отведенного времени будет
царствовать Ормазд и все исправит по своей воле». Так и свершилось.
Этот миф, как всякий другой, оперирует человекоподобными образами. По
всей вероятности, жрецы привнесли в него мысль о великом благе и
действенной силе жертвоприношений. Народная фантазия украсила его
живописными деталями и острой сюжетной коллизией. Однако у него есть
глубокая философская основа. Он повествует о Вечности, которая
существовала изначально и содержала — в материальном воплощении —
изначальную двойственность, мужское и женское начало, без разделения
добра и зла, без всего разнообразия известного нам материального мира.
В средневековом сочинении «Бундахише» («Первотворение»), в котором
пересказаны, как считается, утраченные космологические взгляды,
содержавшиеся в соответствующем разделе Авесты, есть гимн Вечности, где
сказано: Зерван — могущественнее обоих творений — Добра и Зла. Все, что
происходит в этом мире, уже предопределено Зерваном, и судьба каждого
человека в его ведении.
Эти идеи стали основой манихейства, считающего равнозначными,
равновеликими силами Добро и Зло. Более того, убеждаясь на горьком
жизненном опыте в торжестве зла, нередко побеждающего добро, лжи,
которая привлекает многих больше, чем правда, некоторые зерванисты
утверждали, что в мире правит Ахриман, а Ормузду суждено вечно бороться
с ним, так и не одерживая окончательной победы.
Интересней другое. Обратим внимание на выделение Вечности и Временности,
то есть существования череды событий, которая служит материальным
воплощением течения времени. Эту идею можно толковать как существование
изначальной неопределенности, отсутствие следов каких-либо объектов и
явлений. В таком случае о начале творения говорить не имеет смысла.
Можно судить только о том периоде, когда в мире уже оформились и стали
действовать две первичные силы.
Если обратиться к современным взглядам на структуру Вселенной, то
появление материальных носителей «положительной» и «отрицательной»
первоосновы мира сопоставимо с возникновением из космического вакуума
частиц и античастиц. Но для такого «саморождения» (в физике этот процесс
называется фоторождением) требуется «сгущение» энергии вакуума в
отдельных «узлах»...
Не станем вдаваться в детали (тем более что теория фоторождения
Вселенной еще не создана, заявлена лишь гипотеза). Самое замечательное,
что в дальнейшем должно было происходить формирование структур, в
которых центральное место занимают
частицы, тогда как античастицы остаются в скрытом состоянии (типа
волновых пакетов). То есть в нашем мире действительно преобладает что-то
одно: материя, включающая в себя антиматерию, или, наоборот, в
зависимости от того, что мы называем материей (положительной, говоря
условно) и антиматерией (отрицательной).
Повторяю, такова гипотеза, которая упомянута, еще и потому, что она
предложена мной (ее пытался разрабатывать, между прочим, А.Д. Сахаров,
так и не сумевший преодолеть некоторые трудности на этом пути, как
оказалось, вполне преодолимые). Очень показательно, что истоки этой идеи
— в ее наиболее общем философском контексте — уходят в далекое прошлое.
Ведь мысли об изначальном «безвременьи», а точнее — Вечности (или
Неведомом), были высказаны, как мы знаем, и в космогоническом гимне
Ригведы.
Что в мире преобладает — Добро или Зло, или же они находятся в
динамическом равновесии и постоянном единоборстве, каждому дано решать
по-своему. Однако нельзя не отметить, что учение о предопределенности
всех мировых событий, утверждаемое зерванизмом, находится в непримиримом
противоречии с представлениями Заратуштры о свободном выборе человека
между Добром и Злом, о свободе воли. Но в любом случае все наши деяния,
весь материальный мир, все быстротекущее время находятся в
беспредельности Вечности — Зерване.