ХАОМА
Так назывался ритуальный напиток, восхваляемый как могущественное
божество, а также растение, из сока которого его получали Не всегда
можно четко определить, о чем конкретно идет речь в мифе, так как
напиток, божество и растение нередко сливаются воедино.
До сих пор остается загадкой, какое растение имеется в виду под Хаомой.
Проблема осложняется тем, что соответствующее растение-напиток-божество
известно в индийской мифологии Сома Следовательно, употребление его
восходит к эпохе индоиранского или даже индоевропейского единства. Но в
таком случае, это должно быть либо растение, достаточно широко
распространенное (Северный Кавказ, Средняя Азия, Иран, Индия), либо
несколько разных растений, обладающих наркотическими, галлюциногенными
свойствами Из них называют: коноплю, белену, молочай, а также ревень,
мухомор
Не исключено, что при подготовке напитка сок смешивали с молоком и
добавляли в него какое-то зелье, секрет которого знали только
посвященные, жрецы. Наконец, возможно, что организм человека в те давние
времена был более податлив к воздействию того же алкоголя, вызывая
достаточно сильную реакцию даже при небольших его дозах.
Согласно Авесте, а также Ригведе, хаома имеет желто-золотистый цвет и
растет преимущественно в горах. Употребление хаомы, как утверждали
многие тексты, вызывает прилив сил, обострение разума, укрепляет
здоровье, способствует долголетию Эти качества отличали его от других
хмельных напитков (пиво, вино), притупляющих разум, пробуждающих гнев и
неистовство
Так ли это было в действительности? Возможно Некоторые наркотические
препараты возбуждают деятельность нервной системы, что создает иллюзию
увеличения умственной и физической силы; галлюцинации словно переносят
человека в иномир со своими особенностями пространства и времени Однако
наркотическая зависимость сравнительно быстро приводит к разрушению
психики, ослаблению рассудка и в конце концов к деградации личности
Не это ли имел в виду Заратуштра, когда по поводу употребления хаомы
восклицал: «Когда опрокинут эту мочу — это хмельное питье, которым жрецы
наносят вред7» По его словам, при помощи мерзости хмельного питья
[хаомы] нечестивые жрецы намеренно морочат, одурманивают людей.
Но вот отрывок из Авестьг «Около утреннего времени Хаома подошел к
Заратуштре, снаряжавшему огонь [жертвенный] и певшему гимны. Его спросил
Заратуштра: «Кто ты, о муж, которого я увидел как самого прекрасного во
всем телесном мире, по твоей наружности блестящей, бессмертной?»
И ответствовал ему Хаома праведный, устраняющий смерть: «Я есмь,
Заратуштра, Хаома праведный, устраняющий смерть. Собирай меня, Спитами,
выжимай меня в снедь »
Далее следует их диалог, из которого выясняется, что Йима и некоторые
другие знаменитые герои, в частности победитель диакона Дахака, богатырь
Трайтаона, использовали Хаому, и у них рождались сыновья-герои.
«Тогда молвил Заратуштра1 «Поклонение Хаоме1 добр Хаома, хорошо сотворен
Хаома, правильно сотворен Хаома, добр, раз-даватель, целитель, красив,
добродетелен, победоносен, златоцветен, со свежими ветвями, что [его]
вкушал лучший, и для души припас в дорогу [в тот мир]».
С этих слов начинается прославление Хаомы, дарующего человеку
всевозможные духовные и телесные достоинства. Оказывается, Хаома
способствует рождению блестящих детей и праведного потомства,
предоставляет супругов старым девам, доставляет много наслаждения. Но в
то же время призывается Хаома для того, чтобы покарать злодеев,
ненавистников, преступников, безбожников, блудниц: «На все, что служит к
уничтожению тела праведника, Хаома жЪлтый, направляй оружие».
Как объяснить решительное противоречие в отношении Зара-туштры к Хаоме:
резкое отрицание, вплоть до проклятий, и восторженное восхваление: «Я
славлю облако и дождь, которые дают расти твоему телу на вершинах гор, я
славлю высокие горы, где ты вырос, о Хаома!»
Учтем, что осуждение Хаомы относится к текстам более ранним (времен
Заратуштры), а ее прославление — к более поздним, возможно, даже не
принадлежащим ему. Хотя не исключено, что в определенные моменты, приняв
хаому, испытывая его наркотическое воздействие, пророк слагал гимны в
его честь. А позже, попадая под власть наркотика, переживая телесные и
духовные мучения, проклинал его.
Возможно и другое: хаома из напитка ритуального, принимаемого только в
определенные праздники, начал превращаться в более или менее постоянно
употребляемый наркотик в среде жрецов и вельмож, правителей. Заратуштра
обратил на это внимание и осознал тот вред, какой грозит обществу. Его
предупреждения могли возыметь действие на некоторое время, а затем вновь
наступила пора распространения наркомании. Тогда и стали популярны
гимны, прославляющие Хаому.