АНХРА-МАНЬЮ (АНГРО-МАЙНЬЮ, АХРИМАН)
В душе человеческой и в окружающем мире
остается место для сил зла, тьмы, разрушения. Их возглавляет Анхра-Манью,
а с ним вместе Дух Лжи (Друдж), Злая Мысль (Ака-Мана), Дух Воровства,
Грабежа (Айшма, он же Асмодей) и орда злых нечистых духов, о которых
сказано: «Вы, дэвы, — порождение злой мысли посредством злого слова вы
лишили людей блага». Так светлой троице Добра противостоит темная триада
Зла: злая мысль, злое слово (Друдж), злое дело (Айшма).
Заратуштра утверждает решительное и непримиримое противостояние двух
природных и духовных стихий:
Провозгласить я хочу об обоих духах изначальных, Из которых
Благодетельный говорил Лживому так: «Ни мысли наши, ни заветы, ни
намерения, Ни решения, ни изречения, ни действия, Ни совесть наша, ни
души наши несовместны».
Так повелось со времен незапамятных: «Два духа, два близнеца вначале
провозгласили от себя чистое и нечистое мыслей, речей и поступков.
Благомудрые знают разницу между провозгласителями, не знают ее зломудрые;
суд благомыслящих безошибочен и верен как о том, так и о другом Духе.
В первый раз, когда они пошли создавать и жизнь, и отсутствие жизни, и
все, чем стоит наконец мир — где дурное, там виден был и Нечистый, Дух
же Благой всегда пребывал неразлучен со святостью...
Между избирателями не избрали Правды сонмы дэвов и кто ими обманут. Лишь
только Нечистый Дух решил свой выбор, он прибегнул к сомнению, и — к
Айшме [Грабежу] немедленно столпились все желавшие безобразия этому
миру...»
Здесь речь идет о сотворении злого и доброго, с одной стороны, и о
свободе выбора между ними — с другой. Даже дэвы, оказывается, имели
возможность выбора, а сомневавшиеся оказались на стороне лжи и зла. Ибо
в таких вопросах тот, кто усомнится в достоинствах Света, Истины, Добра,
тому суждено служить лживым дэвам. Другими словами, всем и каждому
приходится выбирать между Чистым и Нечистым в душе своей. И выбор этот
приходится делать не раз.
Вот и сам Заратуштра не избежал вторжения дэвов к нему. Анхра-Манью
приказал демону Лжи: «Друдж! Ступай, умори праведного Заратуштру!»
Однако устоял пророк. Тогда злокачественный, как назван он в Авесте,
Анхра-Манью стал соблазнять его: «Отрекись от Доброй Веры и обретешь
счастье». На что пророк ответил ему: «Не отрекусь от Доброй Веры, ни
если бы даже и кости, и жизнь, и душа пошли врознь».
Несмотря на столь реалистичный разговор, для изгнания злокозненных
демонов-дэвов Заратуштра использует оружие духовное — слово. Можно
предположить, что Анхра-Манью гнездится и укореняется в душе
человеческой, а не где-то вне ее. От этой нечисти можно избавиться
благодаря напряжению воли, мысли, благодаря добрым словам и делам.
Конечно, Заратуштра имеет в виду прежде всего молитву. Кроме того,
использует он и дурманный напиток хаому (обожествленный, но тем не менее
наркотический напиток).
Не всегда ясно, как соотносятся Анхра-Манью и его свита с природными
объектами. В наиболее древних текстах об этом практически ничего не
сказано. Возможно, сам Заратуштра предпочитал размышлять прежде всего о
духовных явлениях, душе человеческой и общественной жизни.
В сравнительно позднем разделе Авесты, условно называемом
«Географической поэмой», рассказывается о сотворении (и строении)
земного пространства, различных стран. Таких стран шестнадцать, но об их
соответствии с какими-то реальными государствами или местностями
остается только догадываться. У каждой из этих стран есть нечто
прекрасное, наилучшее, сотворенное Ахура Маздой, но имеется и дурное,
«многопагубное». Не всегда достаточно точно указано, в чем же
заключается недоброе начало этих стран. Где-то — шатание умов, где-то —
злые правители или колдуны, избыток жары или холода.
Одним из худших зол, созданных Анхра-Манью, называется зима.
Упоминается, между прочим, и зима, длящаяся более полугода.
Следовательно, географические познания составителей текста были
достаточно широки. И если это не память арийских племен о своей
европейской прародине, то результат общения с народами, проживающими в
северных районах Европы.
Кстати сказать, привычный нам, русским, образ Змея-Горы-ныча сопоставим
с одним из творений Анхра-Манью — трехглавым драконом Ажи-Дахака. В
отличие от русских сказок этот дракон у Заратуштры не имел конкретного
материального воплощения. А в более позднее время склонность людей к
зримым, а не только к мнимым образам привела к тому, что под Даха-кой
стали подразумевать одного из «нечестивых» царей.
Является ли в Авесте зло — Анхра-Манью — столь же могучим, как добро —
Ахура Мазда? Безусловно, нет. Ведь сам пророк Заратуштра выступает
против зла и лжи, вовсе не стараясь соблюдать нейтралитет. Он
безоговорочно сделал свой выбор. Он не старается — по крайней мере явно
— склонить слушателя к такому же решению. Свобода воли, свобода выбора!
И все-таки он весьма недвусмысленно «намекает» на то, что почитателей
Анхра-Манью и в этом, а главное, и в том мире ожидает расплата за грехи.
После третьего дня душа его ощущает страшнейшее зловоние с северной
стороны (где находится обиталище Анхра-Манью). «И потом дева, на девиц
вовсе не похожая, идет ей [душе] навстречу. Говорит душа грешника
скверной деве: «Ты кто, сквернее и отвратительнее которой я на свете
никогда не видал скверной девы?»
И ему в ответ говорит эта скверная дева: «Я не дева, я — злые твои дела,
о грешник зломыслящий, злоговорящий, злодействующий и зловерный. ...На!
Я — твои злые мысли, злые речи и злые дела... И, бывшая без чести, я
через тебя еще больше опозорена...»
Первый шаг сделала душа грешника и стала на Душмат [злые мысли]; второй
шаг сделала душа грешника и стала на Дужухт [злые речи]; третий шаг
сделала душа грешника и стала на Дуж-варешт [злые дела]; четвертый шаг
сделала душа грешника в беспредельный мрак».
Для грешника оказывается ужасным этот переход «из телесного мира в
духовный мир, из тленного мира в нетленный мир», проделавшего «гибельный
путь: рознь тела и души». Теперь он (или она) обречен принимать «вонючий
яд» и вечно страдать. Вот что уготовано, если верить пророку Заратуштре,
тому, кто жизнь свою провел во лжи, злословии, злодействах, отдаваясь во
власть Анхра-Манью.