АХУРА МАЗДА (АХУРАМАЗДА, ОРМАЗД)
Высшее божество иранского пантеона именуется
двусложно: Ахура — означает «Господь», Мазда — «Мудрый». Вполне
возможно, некогда Ахурой называли наиглавнейшего или даже единственного
бога, творца мира и дарителя благ. У Заратуштры этот образ приобрел
более определенные черты, но относящиеся к нематериальному миру.
В разделе Авесты «Ясна» в Молении о Слове Заратуштра обращается к Мазде,
упоминая о божественной Мысли (Boxy Мане) и божественном, что означает и
добром, Деле (Арте):
Мазда, Мудрый Властелин, Boxy Мане верно я служу, Дай мне оба мира в дар
— мир вещей, а также мир души! За служение Арте дай все, что праведному
следует!
Все эти божества имеют отношение и к материальному миру: Boxy Мана — Дух
скота (покровитель стад?), Арта — Дух огня. Но в любом случае духовное
господствует над материальным. Тем более что Арта — Правда, а Мазда —
божественное Слово.
Для пророка Заратуштры, представителя жреческого сословия, Ахура Мазда
предстает не в облике грозного воина-князя, не как повелитель небес и
громовержец, а вообще вне конкретного соответствия с каким-либо
природным объектом или явлением, и не в облике человека, а тем более
животного. В молении своем пророк обращается прежде всего к собственной
душе, сознавая пределы своего знания:
Арта — Правда, Дух огня, разве в силах я постичь, понять Boxy Ману и
тебя, хоть и ведаю, где к Мазде путь. . Заклинанием твоим, языком
склоним врагов к Добру!
И в дальнейшем Заратуштра уповает не на материальную помощь Господа
(скажем, как в Торе, Ветхом Завете), а исключительно на духовную:
Boxy Мана! Вразуми, пусть прибавит силы мне1 Мазда, Заратуштре дай Слово
чудодейственное...
Удивительна последняя просьба:
Мазда, я воспел тебя, передай ты мне из уст в уста Слово мудрое о том,
как впервые появилась жизнь!
Что представляет собой Ахура Мазда? В сборнике молитв-гимнов «Яшт»
перечисляются его качества: Вопросимый, Мощный, Истина, Всеблагое,
Разум, Ученье, Святость, Сильнейший, Беззлобный, Всевидящий, Целитель,
Создатель, Покровитель, Хранитель, Всезнающий, Всеправедный,
Всеблагодатный, Безобманный, Сокрушитель, Истинный, Умнейший... И это
еще далеко не все. А что самое главное?
Благая Мысль — творенье
Моё, о Заратуштра,
И Истина, что Лучшая, —
Творение мое.
И эта Власть Желанная —
Творение мое.
Святое Благочестие —
Творение мое.
И Целость и Бессмертие —
Для праведных награда.
В потустороннем мире —
Творение мое...
Истина — лучшее благо. Благо будет, благо тому, Чьё Истине лучшей благо.
В этом гимне около двадцати раз повторяется: «Истина — лучшее благо». И
в другом гимне встречается та же фраза. Нет сомнения, что таково
убеждение Заратуштры. Истина сопоставляется с солнечным светом:
Когда восходит Солнце, То данная Маздой Светится земля, Светятся все
воды, И те, что проточны Источников воды И воды морей. Творенья светятся
Все Духа Святого...
Молитву и хвалу, мощь и силу Прошу Солнцу бессмертному. «Истина — лучшее
благо...»
Ахура Мазда и в этом случае не сопоставляется с материальными
предметами; восход Солнца — природное явление, но свет при этом
становится не материальным качеством, а идеальным, подобно истине.
Творение мироздания в этой религиозной системе тоже представлено как
результат концентрации мысли и воли.
Помимо верховного божества, выступающего в трех ипостасях:
Мысль-Слово-Дело (не к такому ли триединству должен стремиться любой
благородный, честный человек?), в пантеоне есть Амеша Спента (Амшаспанд)
— «Бессмертные Святые». Однако они представляют собой скорее качества и
достоинства Ахура Мазды, чем нечто от него принципиально отделенное. Вот
они: Спента-Майнью (Дух Святости), Хшатра Вайрья (Высшая Власть; имеется
в виду царство Божие), Армайти (Благочестие), Аурват или Хаурватат
(Целостность), Амертат (Бессмертие). Еще два Амеша Спента относятся
непосредственно и бесспорно к качествам Ахуры Мазды: Boxy Мана (Благая
Мысль) и Аша Ва-хишта (Истина). Но разве могут быть вне его Дух
Святости, Целостность, Бессмертие?
Возможно, в далекой древности это были божества более традиционного
типа, связанные с материальными объектами. Как отголоски этого времени в
зороастризме сохранились представления об Амеша Спента, которые
олицетворяют: землю (Армай-ти), огонь (Аша Вахишта), металлы (Хшатра
Вайрья), воду (Аур-ват); покровителями растений и животных были Амертат
и Boxy Мана соответственно. Для Заратуштры было важно подчеркнуть, что
речь должна идти не просто о неких подобиях людей или животных, а о мире
ином, духовном. Тем более что как богиня вод — конкретных, земных и
небесных — пророком названа Ардви (Ардви-Сура Анахита, то есть Ардви
Могучая Беспорочная). Ей посвящен в Авесте специальный гимн, который
начинается так:
Ахура Мазда молвил Спитаме- Заратуштре «Молись ей, о Спитама, Ей, Ардви
полноводной, Широкой и целебной, Молись враждебной дэвам "И преданной
Ахуре, Достойной всего мира Молитв и восхвалений, Молись растящей жито,
Молись, кормящей стадо...»
Трудно сказать, насколько продуманы были пророком взаимосвязи
материальных и духовных субстанций, но их резкое различие он понимал.
«Весь мир рассматривался, — пишет исследователь и переводчик Авесты И.С.
Брагинский, — как раздвоенный, разделенный на две сферы: одну — земную,
реальную, телесную, другую — потустороннюю, воображаемую, духовную.
Такое раздвоение мира пронизывает многие гаты. «О помощи прошу и о
поддержке в обоих мирах — телесном и духовном», — часто повторяется в
них этот призыв Заратуштры».
Ахура Мазда выступает как единый (Целостность — одно из его главных
качеств), могущественный и всеблагой повелитель и в материальном, и в
идеальном мире. Однако он не наделен всемогуществом. У него есть
грозный, свирепый, коварный, злокозненный противник — Анхра-Манью,
которому служат демоны-дэвы и поклоняются те из людей, кто привержен
лжи, подлости, злу. Сам человек делает выбор, сам ответственен за свой
выбор в этой жизни и потусторонней. А потому Заратуштра не уговаривает
поклоняться Ахура Мазде, а ограничивается постановкой вопросов:
Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура! Как будут заложены основы
наилучшей жизни? Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура! Кто
изначально был отцом Арты [Духа Огня]
при зарождении его? Кто проложил путь Солнцу и звездам? Кто заставляет
Луну прибывать и убывать9 Это и многое другое, о Мазда, хочу я узнать!
Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура! Кто водрузил землю на
место и удерживает
громады облаков?.
...Какой мастер сотворил свет и тьму? Какой мастер сотворил сон и
бодрствование, Дабы разумному человеку напомнить о заботах его? ...Кто
научил сына почитать отца своего9 Как овладеть поучениями и словами
правды? Будет ли награжден приверженец правой веры?.. Как избавиться от
приверженцев Лжи?..
По мнению М. Дрездена: «Ответ на эти явно риторические вопросы очевиден:
Ахура Мазда является автором всех этих свершений, именно с ним связано
происхождение и устройство мира». Но такова лишь часть правды. Страстная
мольба Заратуштры свидетельствует прежде всего о его стремлении к
истине, жажде познания подлинного, а не мнимого. Здесь звучит и
признание своего незнания. И не на все вопросы можно ответить
примитивно-бездумно: так бог создал Ахура Мазда. Но как же понимать
сотворение света и тьмы? Неужели всемогущий Творец сознательно устроил
мир таким, чтобы в нем присутствовали свет и тьма, добро и зло?! Тогда
его противник превращается в нечто искусственное, игрушечное, созданное
для забавы, как бы на потеху верховному божеству (и на горе людям!).
Нет, на многие из задаваемых вопросов у Заратуштры определенного ответа
нет. Он — искатель истины!
Подчеркнем еще раз: Заратуштра в этом гимне задает вопросы, а не дает
ответы. И обращены вопросы не только к Ахуре, но и к слушателям, и
далеко не все вопросы имеют однозначный ответ. Просто ли объяснить: «Как
будут заложены' основы наилучшей жизни?»
И все-таки учение Зороастра исходит из главенства, господства в мире сил
Добра, Света. (С грубо-физических позиций это совершенно верно: тьма
есть отсутствие света, а не какая-то материальная субстанция, ему
противодействующая.) В мифологической древности был светлый и безгрешный
мир Ахура Маз-ды, затем последовал космический период борьбы добра и
зла, но в конце концов суждено победить добру, и Бог устроит суд над
всеми душами.