САРАСВАТИ
Она — богиня знаний, учения, красноречия и супруга бога-творца Брахмы. И
хотя женским божествам в индийской мифологии уделено скромное место, ее
почитают в Индии по сей день. О ее древности свидетельствует имя,
которое переводится — «связанная с водой», «изящная».
Слово «сарае» означает «жидкость» и «текучесть»; оно относится ко всему,
что течет — в прямом и аллегорическом смысле: к воде, мысли, речи. Не
случайно в ведении Сарасвати находятся красноречие, искусства и науки.
Ее даже считают создательницей санскрита, научившей людей письму,
стихосложению, музыке. Она подарила Ганеше, сыну Шивы и богу мудрости,
перо для письма и цветные чернила.
Впрочем, столь определенный и возвышенный образ богини сложился не
сразу. Сначала она была связана с великой рекой. Если учесть, что в
Западной Индии, куда пришли арийские племена, лишь одна крупная ре,ка
берет начало с высочайших гор (Гималаев), впадая в Индийский океан
(точней, в Аравийское море), то естественно Сарасвати отождествить с
Индом. Ее супругом в Ведах назван Сарасват, который сравнивается с
оплодотворяющим дождем, или Индра, которого она исцеляет. Судя по всему,
такие представления имеют древнее происхождение, относятся к
доисторическим, т.е. дописьменным, временам. Не исключено, что тогда
женщины играли значительную роль в обществе, смягчая суровые нравы ариев,
приобщая их к искусству пения и танца, начертания «магических знаков»
(букв, слов).
Как супруга Брахмы она именуется Брахми, а ее космическая роль —
устанавливать гармонию, осуществлять красоту в мире, который после
завершения очередного космогонического периода творит Брахма.
Сарасвати изображают и с двумя, и с четырьмя руками. В последнем случае
она в одной руке держит книгу- Это означает, что любое прекрасное
стихотворение или подлинное открытие, приближающее людей к истине, было
известно ей изначально и она ниспослала вдохновение творцу-человеку (так
же, как вдохновляет она творца-Брахму).
В другой ее руке — венок из роз, символ красоты. В третьей — четки —
знак благочестия и напоминание о вечном круговороте всех творений.
Наконец, она может держать крюк, которым погоняют слонов, ибо она своими
знаниями и искусством участвует в управлении миром.
Как мы отметили раньше, образы двух богинь — Лакшми и Сарасвати — во
многом подобны, и в некоторых мифах они замещают одна другую. А сходство
их образов проще всего объяснить тем, что они призваны показать все
лучшее, связанное в мире людей с женщиной.