ЛАКШМИ-ШРИ
У нее два имени: Лакшми и Шри, имеющие
сходный смысл: «счастье», «удача», «красота», «процветание». Считается,
что в далекой древности это были две разные богини (так они представлены
и в «Яджурведе»): одна олицетворяла удачу, богатство, счастливое
предзнаменование, а другая — изобилие, плодородие. В эпоху «Упанишад»
два образа начинают сближаться и сливаются воедино.
Одна из легенд о происхождении Лакшми особенно привлекательна и
заставляет вспомнить появление Афродиты из пены морской. Во время
взбивания (пахтания) вод океана богами и демонами, добывавшими напиток
бессмертия амриту, возникла — пожалуй, случайно, именно как проявление
счастливого случая — прекрасная Лакшми. Она плавала по океанским водам
на цветке лотоса.
Верность Вишну она сохраняет во всех его аватарах: становится супругой
Парашурамы — Дхарани, женой Рамы — Ситой, Кришны — Рукмини, или его
возлюбленной — Радхи. Ее другие имена: Камала («Лотосная»), Лола
(«Изменчивая»), Лбкамата («Мать мира»), Индира («Прекрасная»,
«Могущественная»).
Лакшми во многом олицетворяет женское начало. Недаром ее ребенок — бог
любви Кама. Впрочем, его родословная достаточно темна, и его порой
называют саморожденным, вышедшим из сердца Брахмана. Когда Кама рискнул
нарушить медитацию Шивы, желая пробудить в нем любовную страсть к
Парвати, разгневанный Шива испепелил его своим третьим глазом, но потом
возродил его.
В некоторых обрядах Лакшми предстает как покровительница домашнего
очага, семейного благополучия. По свидетельству Н.Р. Гусевой, на
посвященных Лакшми празднествах «изображению богини или символу ее
присутствия — маленькой глиняной (или гипсовой) ярко раскрашенной модели
дома, называемой «домиком Лакшми», подносят молоко, в которое опущены
металлические деньги, а также что-нибудь, сделанное из золота. Этим
призывают внимание богини к просьбам послать богатство».
В космогонической своей ипостаси Лакшми тоже в некотором роде является
залогом всемирного благополучия. На рисунках она покорно сидит у ног
Вишну, который покоится на божественном змее Шеше, символе
бесконечности.
В плане философском постоянные — вслед за Вишну — превращения Лакшми
показывают изменчивость мира, основание и опора для которой — вечность и
постоянные круговороты (их символизируют кольца змеи). Но все это не
имело бы никакого смысла, если бы во Вселенной не присутствовали
гармония, красота, любовь, счастье.
В некоторых мифах Лакшми выступает как Сарасвати, супруга великого
Брахмы. И для такого сопоставления есть достаточно веские основания.