ВИШНУ-РАМА-КРИШНА
В индийской мифологии Вишну занимает одно из
ведущих мест, составляя с Брахмой и Шивой божественную триаду — Тримурти
В современном индуизме секты делятся на две главные группы поклонников
Шивы и Вишну, потому что образ Брахмы слишком абстрактен и всеобъемлющ
Шива и его жена Кали не лишены жестокости или даже злобы Вишну со своей
женой Лакшми — олицетворение всеобщей любви и радости жизни
В Ведах он упоминается обычно вместе с другими богами — без определенной
четкой связи с природными стихиями или человеческими качествами Здесь он
выступает как божество космогоническое, связанное со светоносным началом
В гимнах прославляются три великих шага Вишну, которые принято
трактовать как три главные точки в движении Солнца по небосводу
восход-зенит-закат
Особенность Вишну в том, что он не просто упоминается под разными
именами, но постоянно перевоплощается, принимая самые разнообразные
облики (из них нами названы выше только два наиболее популярных Рама и
Кришна) Подобные воплощения в смертных существ требует от него
нисхождения с небесных высот и поэтому называется аватарами
(«нисхождениями) В «Катха-упаниша-дах» высказана мысль, что душа
человеческая в своем стремлении к истине и благу может достичь
наивысшего блаженства Тот, чей разум — возничий, Кто обуздывает мысль,
Тот достигает конца пути, Высшего обиталища Вишну.
О том, как менялось со временем отношение верующих к Вишну, можно судить
по некоторым гимнам, в которых он поначалу выступает как младший
помощник Индры, выжимающий для него сому и участвующий в сражении с
демоном Вритрой. Здесь Вишну называется Упиндрой («Младшим Индрой»),
тогда как в более поздних гимнах его имя звучит иначе: Атиндра
(«Возвышенней Индры», более великий, чем Индра). Теперь уже не только
люди, но и боги обращаются к Вишну за помощью в трудную минуту. Он
обретает черты Спасителя.
Возможно, в этой связи три великих шага Вишну стали толковать как
переход от сферы земной к воздушной, а затем и к небесной. Таков был
путь Вишну к вершине величия. Таков же путь человека, устремленного к
духовным богатствам. Природное, божественное и человеческое выступают в
единстве. Такое триединство — характерная черта индийской мифологии и
философии.
Способность Вишну к аватарам и перевоплощениям, когда он может
одновременно принимать тысячи обликов, делает его универсальным
божеством. Мудрый учитель, например Будда, становится одним из
воплощений Вишну. Наиболее популярны и чтимы десять аватар:
Матсья (рыба), спасшая Ману от всемирного потопа.
Курма (черепаха), на которой боги и асуры после всемирного потопа
устанавливают гору Манадру и, обмотав ее змеем Васуки, начинают вращать
все быстрей и быстрей, взбивая (пахтая) океан, и таким образом добывать
из него Луну, напиток бессмертия (амриту) и многое другое.
Васаха («вепрь»), в образе которого Вишну убил демона Хира-ньякшу и
поднял землю из пучины.
Нарасинха («человек-лев»), разорвавший на куски злого демона,
захватившего власть на земле и на небесах.
Вамана («карлик»). Таким Вишну предстал перед аскетом и магом Бали,
подчинившим себе весь мир. Карлик попросил у Бали столько пространства,
сколько он, Вамана, отмерит тремя шагами. Вали согласился (на всякого
мудреца довольно простоты!), и великий карлик двумя шагами отмерил землю
и небо. Отказавшись от последнего шага, он оставил подземный мир Бали.
Парашурама («Рама с топором») — сын брахмана, которым стал Вишну, дабы
истребить множество кшатриев, представителей касты воинов, ради
возвышения брахманов.
Рама («Смуглый») — прекрасный принц и храбрый воин, мудрый правитель —
идеал аристократа-кшатрия. Ему посвящена эпическая поэма «Рамаяма»
(«Сказание о Раме»). Он одерживает верх над многоглавым демоном-драконом
Раваной («Ревущим»), победившим Индру и заставившим богов работать на
себя: Агни стал поваром, Варуна — водоносом, бог ветра Ваю — уборщиком.
На острове Ланки он основал царство демонов. (Неясно, что олицетворяют
его головы: то ли местные воинственные племена, с которыми бились арии,
то ли природные стихии.) Рама отсекал ему головы, но они отрастали
вновь. Удалось поразить демона стрелой Брахмы. Жизнь Рамы полна
приключений, ему довелось испытать изгнание, у него Равана похищает
Ситу. Раме помогает волшебник, царь обезьян Хануман. Вернувшейся Сите
приходится показывать свою чистоту, проходя тяжкие испытания (в конце
концов ее приняла мать-земля). Царствовал Рама десять тысячелетий, и это
был поистине золотой век на земле.
Кришна («Темный», «Черный») восьмая аватара Вишну, считающаяся его
наиболее полным воплощением. Культ его особенно популярен в Индии;
поэтому Кришну нередко почитают как Вишну, а восьмой его аватарой
называют Баларму, старшего брата. История Кришны полна сказочных
эпизодов. Ему с младенческих лет пришлось бороться против козней
нечестивого и злобного царя Кинсы. Так, послал Кинса к младенцу Кришне
демоницу Путану, разнаряженную и с грудью, намазанной ядом. Она стала
кормить младенца грудью, но Кришна высосал у нее жизнь, а сам уцелел.
Юный Кришна был милым пастушком, привлекавшим к себе многих пастушек. Но
когда на него Кинса насылал страшных демонов, Кришна одолевал их. Своих
приятелей-пастушков Кришна убеждал не поклоняться Индре. Узнав об этом,
Индра обрушил на землю потоки воды. Тогда Кришна поднял гору и держал ее
на одном пальце, укрывая пастухов и скот от дождя. Индра признал его
превосходство и прекратил потоп. Звуками своей волшебной флейты Кришна
зачаровывал людей и животных. Когда на эти звуки сбежались тысячи
пастушек, он танцевал с каждой из них, многократно размножил свой облик.
Всех любимей для него стала прекрасная Радха; им покровительствовал сам
бог любви Кама. В конце концов Кришна победил нечестивого царя Кинсу, а
завершив земные дела, воссоединился с божественной сущностью Вишну. В
эпической поэме «Махабхарата» Кришна изображен главным образом как воин,
искусный стратег, мудрый советник Арджуны, главнокомандующий
добродетельных Пандавов, сражающихся против злокозненных, но родственных
им Кауравов. В этой связи Кришна, приняв вид возничего, наставляет
Арджуну, чему посвящена знаменитая философско-религиозная поэма
«Бхагават-Гита». Арджуна сомневается, что надо идти в бой против родных.
Кришна убеждает его, что долг выше родства, что надо идти в бой во имя
добра Можно лишить жизни тело, но бессмертна душа, и личная душа
соединена с мировой. Жизнь обретает смысл лишь в познании Бога, а к нему
три пути: честное исполнение долга, искреннее познание истины,
возвышенная любовь. И на любом пути самое главное — иметь чистое,
верное, простое и любящее сердце. Таким образом Кришна стал
олицетворением детской непосредственности, юношеского жизнелюбия,
мудрости и любви.
Будда («Просветленный», «Пробужденный») — девятая аватара Вишну. Как
религиозное учение буддизм имеет свои характерные черты, но в данном
случае выступает как одно из проявлений (воплощений) индуизма.
Калки («Белый конь») — ипостась будущего возвращения Вишну на грешную
землю, верхом на белом коне, с мечом справедливости в руке, истребляя
злодеев и нечестивцев. Ему суждено очистить землю от недостойных людей,
восстановить мир и порядок, подготовить возрождение жизни для
обновленного человечества.
Отведена Вишну и космогоническая роль. В конце каждого мирового цикла,
после буйства стихий и всеразрушающей пляски Шивы Вишну вбирает в себя
Вселенную и погружается в сон. Он лежит на змее Шеше, покоясь на водах
Мирового океана. Пробуждаясь, он замышляет новое творение, из пупа его
вырастает лотос, а из него возникает драхма, которым осуществляет акт
творения. При таких вселенских масштабах Вишну, тем не менее, для своих
перемещений использует царя птиц Гаруду...
Подобные несоответствия, очевидные гиперболы и поэтические иносказания
могут смущать мыслителей, которые стараются раскрыть их глубокий
философский смысл. Однако некоторые толкователи аватар Вишну отмечают их
достаточно точное соответствие эволюционным ступеням развития животных и
людей. За последние полмиллиарда лет после рыб появились земноводные,
затем пресмыкающиеся (в том числе черепахи), а затем млекопитающие
(вепрь относится к ним) Следующий этап — приматы, из которых горилла или
вымершие гигантопитеки могли бы считаться подобием человека-льва. Первые
люди были невелики ростом (австралопитеки и др.). Те из них, кто был
смышленей и научился изготовлять хорошие каменные орудия (каменные
топоры), добились поистине глобального господства...
Некоторые из приведенных аналогий могут представляться натянутыми или
даже сомнительными, но в целом действительно выстраивается достаточно
определенная картина, более или менее соответствующая современным
научным данным. Возможно, она сложилась у индийских мудрецов путем
умозрений, заключений и наблюдений за особенностями животных и людей.
Тем самым ничуть не умаляются достижения науки: ведь они основаны на
доказательствах, постоянно развиваются и уточняются, а то и
осмысливаются заново, тогда как аватары Вишну — это
религиозно-философские умозрения. В социальном аспекте образ Парашурамы
(«Рамы с топором») призван был доказать преимущества касты брахманов над
кшатриями и появился, по-видимому, в тот период, когда брахманы стали
утрачивать свой абсолютный авторитет. В свою очередь, Рама олицетворяет
значение в обществе касты воинов-кшатриев, которые сражаются с
многочисленными враждебными племенами (многоглавый демон). Наконец,
Кришна — представитель «черного» коренного населения, отчасти даже
народный герой, тогда как Будда — историческое лицо, мудрец, основатель
религиозно-философского учения.
Будду нельзя причислить к великим богам уже потому, что это был
исторически засвидетельствованный, хотя во многом и легендарный человек,
живший в VI—V века до н.э. Он исходил из того, что жизнь человеческая —
череда страданий, а радости — убоги и эфемерны. Причины страданий —
чрезмерная привязанность к жизни, поиски неуловимого счастья. В череде
превращений душа не знает ни покоя, ни постоянной радости, ни утешения.
Только отрешение от жажды жизни и наслаждений дарует истинное благо —
переход в последнее высшее состояние — нирвану (для внешнего наблюдателя
— смерть, для того, кто ее испытал — вечное блаженство небытия).
Широкая популярность образа Будды и его учения, как видим, не вызвала
ревности или неприязни у приверженцев индуизма. Они поступили просто и
мудро, включив его в свой пантеон как одну из аватар Вишну. Правда,
учение Будды не предполагает поклонения богам; они вообще превращаются в
мифические фигуры, едва ли не мнимые. Это резко противоречит воззрениям
ин-дуистов, которые верят в активных богов. Но они смогли преодолеть и
это противоречие, высказав идею, что через Будду Вишна испытывает
крепость веры в себя и своих богов, а тех, кто такое испытание не
выдержит, ожидает кара в этом или в том'мире.
Итак, в религиозных воззрениях индуистов обрел наивысшую популярность
как воплощение мировой души, творческого начала — Рама, а также как
воплощение лучших человеческих чувств, прежде всего любви, жизненной
энергии, мудрости — Кришна.