МАХАДЕВИ-ШАКТИ-ПАРВАТИ-КАЛИ-УМА-ДУРГА
Эту богиню назвать одним именем очень трудно, ибо она выступает в разных
ипостасях и не всегда можно решить, какая из них главная. Махадеви
означает «Великая богиня». Так нередко обращаются к Шакти (под этим
именем она выступает как жена Шивы). Когда имеют в виду ее добрые
помыслы или поступки, то употребляют имена Парвати, Ума, Гаури, а когда
жестокость, возмездие, разрушение — ее имена Кали, Дурга.
Необходимо пояснение. В огромном количестве религиозных текстов, которые
записывались в течение примерно двух тысячелетий, отсутствует единство
толкования тех или иных проблем, понятий, деяний богов. В сравнительно
поздние времена делались попытки увязать некоторые сюжеты, относящиеся к
богам, и тогда возникали волшебные сказки и легенды с самыми
причудливыми превращениями и приключениями. Это относится, в частности,
к Шиве и его супруге. Порой рассказываемая история выглядит как не
вполне приличный анекдот.
Например: поспорили Брахма и Вишну, кто из них родился первым. Чтобы
открыть истину, перед ними возник Шива в виде огненного столпа
необычайной прямизны (намек на фаллос, или, по-местному, лингам).
Брахма, обернувшись гусем, полетел вверх, но за тысячу лет не смог
достичь вершины столпа. Вишну, став кабаном, тысячу лет рыл клыками
землю, но так и не докопался до корня столпа. Пришлось им признать Шиву
величайшим из богов. Вот и дочь Дакши, Сати, вопреки воле отца вышла
замуж за Шиву, бросив свой обручальный венок на огненный столп. Позже
она ради чести мужа пожертвовала собой. Но душа ее воплотилась в Парвати,
богиню гор, в образе которой Шива вновь обрел вечную супругу...
В этой истории (в действительности она гораздо сложней, причудливей)
подчеркнута сексуальная мощь Шивы, его привлекательность для девушек и
значительно большая древность, чем упомянутых Брахмы и Вишны. Нет
сомнения, что Рудра-Шива почитался в долине Инда очень давно, если ему
соответствует образ бога, изображенный на тамошних печатях. То же можно
сказать и о жене Шивы. Возможно даже, что ее история восходит к эпохе
неолита — как образ великой матери. При раскопках поселений Хараппы и
Мохенджо-Даро было найдено множество глиняных фигурок женщин.
По-видимому, они были объектами поклонения.
Напрашивается предположение: не было ли изначально у этой великой богини
множества имен в связи с тем, что поклонялись ей разные местные племена.
К тому же ее должны были включить в свой пантеон и пришлые племена ариев.
А ее двойственный характер можно объяснить не только тем, что она —
женщина, и ничто женское ей не чуждо. К ней обращались с различными
просьбами — не только о милости, но и о каре.
«Культ Великой богини-матери, матери-земли, — писал Норман Браун, —
широко распространен до настоящего времени в неарийских кругах населения
Индии. Для каждой южноиндийской деревни характерен специфический набор
так называемых «амма» или «матерей», культ которых составляет основу
религиозной практики сельской общины... Жрецы этих богинь, в отличие от
жрецов, отправляющих в больших храмах культ Парвати в других ее
аспектах, не являются брахманами, но принадлежат к низшим кастам, что
указывает на доарийский или, во всяком случае, не-
арийский характер культа этих богинь. Популярен культ богини-матери и на
севере...
У Парвати есть ее устрашающая ипостась: Амбика, сотворенная из наиболее
могущественных свойств всех богов; ею был уничтожен неуязвимый до той
поры демон-буйвол Махитасура. Другой облик Парвати — Чамунда,
истребившая демонов Шумбху и Ни-шумбху. Еще одна ее форма — Кали, по
случаю истребления ею демонов плясавшая на радостях до тех пор, пока не
затряслась земля и боги в страхе за себя не выдвинули своим заступником
Шиву. Он лег под ноги Кали, и она продолжала свой танец на его теле,
пока не замерла, ужаснувшись содеянному».
Как нетрудно заметить, в последнем эпизоде высказана в поэтической форме
причина землетрясения, безумная пляска матери-земли. Характерная деталь:
не сразу этот танец устрашил богов. И при землетрясениях бывают
предварительные слабые удары-предвестники.
В качестве Шакти супруга Шивы является олицетворением женского начала. В
средневековой оде «Четок красоты» сказано: «Лишь пребывая в единении с
Шакти являет Шива свое могущество как властелин; без нее у него не
достанет сил даже на то, чтобы пошевелиться». Так богиня предстает
олицетворением жизненной и даже божественной энергии, животворящей силы
любви и таинственной темной силы страсти.
«С почитанием разных форм Шакти, — пишет Н.Р. Гусева, — у неарийского
населения было связано также и исполнение ритуальных танцев, что
сохраняется и в современном индуизме, особенно в культе богине Дурги. В
дни осеннего праздника... перед ее изображением танцуют мужчины, держа в
руках чаши с наркотическими курениями и доводя себя в этих танцах до
экстатического состояния, а порой и до потери чувств. Эти танцы отражают
в пережиточной форме древние обряды принесения в жертву богине мужчин
как оплодотворителей ее чрева».
Культ Шакти-Кали-Дурги издавна связан был с кровавыми жертвами и
эротическими ритуалами. Приверженцы одной из сект — тхуги (душители) —
умерщвляли случайных путников, принося их в жертву смертельно-страстной
богине. Почитатели Шакти верят в существование в человеке особой
духовной силы — кундаяи. Она первоначально находится в мистическом
центре, круге (чакре) у основания позвоночника, в нижней части тела. С
помощью йогической техники (а также путем истощения плоти либо
целомудрием, либо половыми излишествами) можно побудить эту силу
подниматься все выше и выше к пяти другим чакрам. В конце концов,
достигнув совершенства, человек поднимает кундали над шестой чакрой — в
сферу высшего знания и блаженства. Как бы мы ни относились к индуизму,
следует признать психологически верной идею перемещения «центра
удовольствий», средоточения жизненных интересов из области низменных
инстинктов, которые объединяют нас с животными, в сферу высоких духовных
интересов и потребностей, которые открывают человеку божественные
радости. Но для этого необходимо постоянно прилагать немалые усилия:
только переходы на низшие ступени, деградация, даются без труда...
То, что Шакти нередко изображается черной (Кали — черная), а ее мудрый
сын Ганеша слоноголовым, свидетельствует о далекой древности
происхождения этих божеств. А то, что со временем все меньше поклонялись
Парвати-Уме-Гаури (соответственно: Горян-ке-Светлой-Сияющей), а все
больше — Дурге-Чандика-Бхайрави (Недоступной-Жестокой-Страшной),
навевает нерадостные мысли о путях развития цивилизации.