ВАРУНА
"Вседержителю вознесу я возвышенную, глубокую молитву, приятную
прославленному Варуне, который разбил землю, чтобы разостлать ее для
солнца, как жрец — шкуру [жертвы]...
Бочку с отверстием внизу Варуна вылил на оба мира и в воздушное
пространство. Ею царь всей вселенной, как дождь хлеба, орошает почву.
Он орошает почву, землю и небо. Когда же Варуна хочет, чтоб его подоили,
тучей окутываются горы, и неистовые мужи опускают поводья».
Не следует думать, будто Варуну действительно считали повелителем
Вселенной и богом богов. Высокие «звания» обычно использовались при
обращении к тому богу, от которого в данный момент ожидали благ. От
Варуны ожидали много хорошего, ибо в его распоряжении были земные и
небесные воды, а также ночное небо. Для земледельцев распределение вод
на земле, в облаках и почве, позволяющее из года в год собирать урожаи —
результат мудрого замысла вселенского Разума (Пуруши): «Мыслью его (т.е.
Пуруши) были созданы волы и Варуна. Воды принесли ему веру и добрые
деяния. А Варуна защитил его потомков своей дхармой (т.е. законом). Так
воды и Варуна служат своей прародительнице — мысли. Там, где веды и
Варуна, там и мир того, кто знает эту силу мысли, и пока не погибнет мир
вод и Варуны, не погибнет и его мир».
В гимне подчеркивается значение мирового порядка. Варуна властвует над
водами, подчиняясь его закону, а не собственным прихотям. Об этом
говорится настойчиво. По-видимому, автор понимает, знает на собственном
опыте, что не всегда небесная вода проливается в нужное для земледельца
время. Значит, не всегда Варуна управляет своим хозяйством так, чтобы
принести пользу людям. Требуется напоминать ему снова и снова о разумном
устройстве мироздания, которое требуется поддерживать
Возможно, еще до создания Вед Варуна был небесным богом, управлявшим
движением светил и определившим и'исполнявшим законы мироздания (у
древних греков таким богом был Уран; созвучие имен позволяет
предполагать их генетическую связь — как двух отражений некогда единого
верховного божества индоевропейцев). Бог Варуна считался повелителем
западных вод и земель (слово «варуни» означает запад), а его роскошный
дворец находился на дне океана. По мнению Н Р Гусевой, есть основания
сопоставлять Варуну со славянским богом неба, атмосферных вод и огня —
Перуном.
Владыкой ночи Варуна был признан, по-видимому, потому, что на западе
солнце заходит, уступая место тьме. Но в то же время тысячами глаз своих
помощников наблюдает Варуна за всем, происходящим на земле' «Кто идет,
или стоит, кто тайно крадется, кто ищет себе убежище, или спешит от
него, о чем говорят двое, сидя вместе, — то знает владыка Варуна,
присутствующий в качестве третьего. И если б я перешел за пределы неба,
то все же я не ушел бы от царя Варуны; с небес спешат сюда его
соглядатаи, обозревающие мир тысячью глаз».
Одна из важных задач Варуны — следить за сохранением мирового порядка и
сохранением людьми моральных заповедей. Наиболее тяжкий грех —
клятвопреступление. Там, где преступник ухитряется уйти от суда людей,
вмешивается Варуна Он карает грешника, насылая на него болезни,
несчастья и преждевременную смерть.
Неотвратимость наказания не только за явные, но и за тайные, скрытые от
других людей прегрешения в последующие века легла в основу концепции
кармы, судьбы, неизбежного возмездия за неправедную жизнь и воздаяния за
праведную; и если она не проявится в этой жизни, то скажется при
дальнейших перевоплощениях души. Правда, у Варуны как божества древнего
сохраняются чисто человеческие черты: он волен наказать и помиловать,
проявить благосклонность, наставлять человека на путь истинный.
«Хорошей чертой Варуны, — писал Э. Леманн, — служит то, что при
обращении к нему молитва играет наибольшую роль и несколько сдвигает на
задний план вечную куплю-продажу жертвы... В этих песнях, особенно в тех
из них, которые приписываются певцу Васиште, слышится искренняя,
прочувствованная молитва». И не удивительно: всеведение Варуны вынуждает
к искренности при обращении к нему.
Впрочем, с укреплением государственных структур и усложнением
общественной жизни образ Варуны стал постепенно тускнеть. Ему начали
приписывать фривольное поведение; влюбившись в прекрасную дочь бога Луны
(Сомы), он ее похитил, несмотря на то что она была отдана в жены одному
мудрецу. С помощью заклинаний мудрец наслал великую сушь, от которой
стал мелеть даже океан. Испуганный Варуна вернул ему его жену.
Подобные истории показывают, что в обществе произошли существенные
изменения и к исполнению нравственного закона стали относиться с
некоторой иронией. Нужны были новые идеи, требовались новые божественные
установления для поддержания общественного порядка, основа которого
находится в душах людей, а не в каких-либо учреждениях и законодательных
актах.