СОМА
В индийской мифологии слово «сома» употребляется очень часто. У него
четыре значения. Происходит оно от глагола «выжимать» и относится к соку
растения, из которого готовили пьянящий напиток. Так же назывался и бог
этого напитка — Сома. Позже его стали отождествлять с богом Луны или
даже называть ее этим именем. Наконец Сомой порой называли животворный
дождь или жертвенные возлияния (тоже, возможно, связанные с вызыванием
дождя).
В одном гимне «Упанишад» сказано: «На этом огне боги совершают
жертвоприношения веры. Из этого жертвоприношения возникает владыка
Сома... Из этого жертвоприношения возникает дождь... На этом огне боги
совершают жертвоприношения дождя. Из этого жертвоприношения возникает
пища». В другом месте утверждается: «Приношение Соме — наисовершеннейшее
из всех жертвоприношений...»
Представляет интерес гимн соме (как напитку, соку) из «Ригведы»,
приводимый ниже с некоторыми сокращениями и изменениями:
Поистине расходятся помыслы и желания людей Плотник желает поломки,
врачеватель — болезни, брахман — выжимающего [сок сомы]. Для Индры
стекайте, о капли [сомы]!.. Я — стихотворец, отец — врачеватель, мать -
ловко вращает жернова. К достатку идем мы разными путями, словно
[пастухи] за коровами.
Для Индры стекайте, о капли [сомы]! Коню нужна легкая повозка, потешнику
— смех, Детородному органу нужно влагалище, вода — лягушке, Для Индры
стекайте, о капли [сомы]!
Это откровенно авторское сочинение, даже с элементами автобиографии.
Кстати, сторонникам фрейдистско-примитивного толкования древних мифов и
поэм здесь не остается почвы для сексуальных фантазий: вещи названы
своими именами, без затей и кривотолков. Что же хотел передать
слушателям автор?
Первая же строка наводит на серьезные размышления. Оказывается, для
реализации некоторых наших благих побуждений (исправления поломки,
помощи больному) необходимо присутствие в мире несовершенства, зла, бед.
Наши благие помыслы могут решительно расходиться с материальными
интересами.
Вообще, связаны неразрывно между собой живое и неживое, телесное и
чувственное, духовно-высокое (например, молитва и ритуальная жертва
брахмана) с материально-низким (работой выжимающего сок).
В припеве постоянно упоминается Индра. Что это означает? Как мы уже
говорили, хмельной напиток — сома — придавал силы и
храбрости воинам, покровителем которых являлся Индра. Кроме того, как
считалось, сому употребляют не только люди, но и боги; его использовали
в ритуальных целях, и тогда опьяняющий сок превращался в божественного
Сому Павамана («Очищающий»). Впрочем, называть его хмельным или
опьяняющим можно лишь с немалой долей условности. Это — не вино или
пиво, а наркотический галлюциногенный напиток.
Вряд ли случайно в мифе об Индре сказано, что от сомы он становился не
только сильней и решительней, но и крупнее. Такое ощущение характерно
для некоторых видов наркотического опьянения.
Скорее всего, сома — не просто перебродивший растительный сок, а более
сложный напиток, в который жрецы добавляли определенные препараты
(например, конопляные или опиумные).
Вряд ли случайно приготовление сомы связано с какими-то манипуляциями у
огня. Если бы достаточно было просто выжимать сок определенного
растения, то, без сомнения, сома быстро бы превратился в любимый народом
напиток. Капли сока еще надо было суметь превратить в капли сомы!
В одном из мифов Сома назван сыном Праджапати и братом Индры, Агни.
Далее сказано:
«Он, Индра, сказал Агни и Соме, братьям [своим]: «Я хочу совершить для
вас жертвоприношение, исполняющее желания, то, которое отец Праджапати
позволил мне совершить!» — «Да будет так!» ...Один из них стал
поглотителем пищи, другой — пищей. Поистине, Агни стал поглотителем
пищи, Сома — пищей».
Тут тоже бог напитка и бог огня выступают вместе, а с ними связано
жертвоприношение, и не простое, а исполняющее все желания. Правда, на
этот счет есть иное толкование. По мнению датского ученого конца XIX в.
Э. Леманна: «В выжимании сомы заключалась, очевидно, своего рода
природная символика, которой свойственна была некоторая чудотворная
сила: подобно тому как живая жидкость струится через сито из овечьих
волос, так и дождь льется из облаков; вообще сома и дождь часто
отождествляются...
Еще чаще Сома связывается с Агни или приравнивается к нему. Дождь и
огонь, по понятию Вед, сливаются в одно целое, так как они сопровождают
друг друга. Огонь производит дождь (молния); дождь, в свою очередь,
создает огонь, так как он, производя рост деревьев, влагает в них огонь;
сома, — так говорится, — это огонь в жидком состоянии... Орел, несущий
Сому с небес и его проливающий, есть сам Агни, который довольно часто
изображается в виде птицы; причиной истечения амброзиальной жидкости,
Сомы, или дождя считается нисходящий огонь или молниеносный луч».
Сравнение сомы с амброзией в данном случае подразумевает необычайное
действие, вознесение к небесам, в призрачный мир богов. Э. Леманн не
учел, что это не могло быть чем-то просто очень вкусным, сладким (зачем
бы тогда принимать такое средство перед битвой и связывать его с
Индрой?!). А у хмельного напитка было вообще другое название: сура. Так
что наиболее правдоподобно, что божественной Сомой называли наркотик,
секрет приготовления которого знали только посвященные, жрецы.
У Сомы, который упоминается в Ведах, множество самых разнообразных
свойств и достоинств, вплоть до того, что его называют владыкой мира,
богом богов, носителем жизненной силы. Называют его и «всевозбуждающим»,
«всезнающим», «небесным», что тоже вполне отвечает тем чувствам, которые
возбуждает наркотик (недаром наркоманы говорят о «полете»).
Надо иметь в виду, что наркотики, различные психотропные средства
применялись в религиозных ритуалах и шаманских камланиях во всех концах
земли, у многих племен и народов. В этом отношении Сома — не исключение,
а общее правило, поистине могущественный бог (у ариев Персии его
называли хаомой и посвящали ему восторженные строки). Вспомним и о
викингах, которые перед боями тоже приводили себя в возбужденное
состояние с помощью наркотических средств, к числу которых относятся,
конечно, и алкогольные напитки.
Сома — дурманящий напиток богов, браминов и воинов, тот самый
божественный Сома, которому в Древней Индии приносили жертвы, в честь
которого слагали гимны, оказывал немалое воздействие не только на
отдельных людей, но и на всю цивилизацию. К употреблению наркотика
начинали привыкать многие жрецы (по-видимому, воины принимали его не
столь часто). А эта каста была носителем знаний, мудрости, традиций.
Когда историки рассуждают о причинах падения цивилизаций, то упускают из
вида не только факторы взаимодействия общества с окружающей природной
средой, но и подрыв духовных основ общества, общественного сознания.
Распространение наркомании в прошлые века могло быть особенно
губительным потому, что люди не сознавали ее пагубность, а количество
населения было сравнительно невелико. Интеллектуальную и духовную
функций исполняли главным образом (а в Индии почти исключительно)
представители духовенства. Их деградация неминуемо приводила к
разрушению общественных связей. Общественное сознание становилось
затуманенным, необычайную популярность обретали суеверия и предрассудки,
нелепые фантазии, «оккультные науки».
Поклонение Соме — олицетворенному наркотику — должно было губительно
сказаться на состоянии древнеиндийского общества. В военное время Сома
одухотворял бойцов, вдохновлял на героические деяния, вселял надежду на
райское блаженство после героической смерти. Но в мирное время
опьяненные сомой служители культа и властители постепенно деградировали,
и это должно было вызывать острые кризисы цивилизации, ее застой и
упадок.