ИНДРА
Этого бога принято сопоставлять с Зевсом, называя богом грозы и молнии,
громовержцем. Но таковы лишь его внешние атрибуты. Он был одним из
наиболее почитаемых богов; в Ведах ему посвящено около трехсот гимнов —
больше, чем любому другому божеству. Вот один из них:
Состязаясь, спойте прекрасную песнь,
Восхваляющую Индру...
«Нет Индры, — иные говорят, — кто
Видел его? Кого воспевать нам?»
«Вот я, о песнопевец! Взгляни на меня — я
Превосхожу мощью все [сущее].
Повеления дхармы делают меня
Благоденствующим. Разрушитель, — я разрушаю миры.
Когда провидцы истины вознеслись ко мне,
Восседающему одиноко на хребте желанного
[Коня], мысль моя сердцу возвестила:
«[Ко мне] взывали друзья и дети».
Очевидно, речь не идет об олицетворении грозы, грома и молнии — явлении
известных, видимых и слышимых. Сам Индра вынужден обратиться к
сомневающемуся, ссылаясь на «дхамму», священную заповедь, закон.
По-видимому, ко времени составления этого гимна «Ригведы» образ Индры
приобрел мистический и аллегорический характер, перестал быть только
воплощением природной стихии, но более общей — силы, энергии, воинской
доблести, мужской потенции.
В одном из космогонических мифов он показан сыном бога неба и богини
земли. В ту пору они еще были близки друг другу; по-видимому, он
появился из бока матери, как впоследствии Будда. Он оставался небольшим
до тех пор, пока не отведал магического напитка — сомы. Поглощая сому,
он стал увеличиваться в размеpax и вырос настолько, что смог отделить
небо от земли, заполнив собой все пространство между ними. С того
времени ему принадлежит воздушная стихия, область между небом и землей,
где встречаются и действуют люди и боги.
Индра — бог битв и побед — земных и небесных (хотя порой он терпит
поражения, но временные). В космическом плане решающим его сражением
является схватка с Вритрой («Преградой») — демоном, олицетворяющим
косное и хаотичное начало, препятствующим жизни, движению рек. Для того
чтобы бороться с ним и' его побеждать, явлен на свет Индра.
Прежде чем выйти «а бой с Вритрой, Индра поставил перед богами условие:
признать его царем. Они согласились Бог-ремесленник Тваштар выковал для
него «громовое копье» (или секиру) Ваджару. Индра осушил три огромных
кубка сомы, от чего у него
добавилось роста и силы. Пожалуй, прибавилось у него решимости и
храбрости: ведь сома — хмельной напиток. Вполне возможно, что его
употребляли арии, идя в бой.
Вритра — могучий гигантский змей — горный демон, скрывающийся в ущельях,
подобно клубам тумана, имеющий крепости, вооруженный молниями, способный
вызвать бурю, град, задерживать течение вод, останавливать рост
растений. Несмотря ни на что, Индра одолел врага, обрушив на него ваджру
и переломив хребет и распоров брюхо. От удара раскололись скалы. (Нет ли
тут '¦ сходства с сильным землетрясением. Тем более что битва, как
сказано, сопровождалась дрожанием земли.)
Как видим, Индра совмещал в себе бога стихий и воителя, вполне
напоминавшего земного царя, князя, подвиги которого в памяти предков
стали легендарными, фантастическими. По мнению некоторых исследователей,
Индра был сначала верховным обожествленным предком одного из арийских
племен — тритсу, а затем вошел в число верховных божеств объединенных
племен. В подтверждение этого С.А. Токарев привел несколько текстов из
гимнов «Ригведы». «В один день все их твердыни Индра разрушил силой —
семь крепостей. Он наделил Тритсу имуществом предводителя ану
(враждебных племен. — СТ.)». «Эти Тритсу, подкрепленные Индрой,
устремились вниз, как выпушенные потоки...» «Ямуна и Тритсу поддержали
Индру».
По-видимому, племена под предводительством Индры (или почитавшие его как
бога) разгромили укрепленные поселения воинственных горных племен.
Память об этом событии, расцвеченная народной фантазией, осталась в
веках.
В мифе об Индре и Вритре, как писал индолог У. Борман Браун, «из
распоротого брюха Вритры вышли космические Воды божественной матери,
давно жаждавшие освободиться от заточения. Теперь они вырвались на волю,
как стадо мычаших коров, и устремились через простертое тело бывшего
своего господина и притеснителя Вритры к Индре, чтобы провозгласить его
новым своим владыкой. И что удивительно: Воды были беременны и плодом в
их утробе было Солнце.
Теперь под рукой было все необходимое для сотворения вселенной: земля,
небо и воздушное пространство — три сферы, на которые делился мир
человека ведической эпохи, влага Вод, свет и жар Солнца». Да, перед нами
еще одна космогоническая фантазия. Интересно отметить, что эпизод с
бурными водами, хлынувшими из поверженного тела демона (при разрушении
скал), наводит на мысль о катастрофических водно-селевых потоках,
которые происходят в горах и предгорьях после сильных ливней или мощных
землетрясений.
Небольшое отступление. Существует целое направление толкователей мифов,
которые исходят из фрейдистских представлений (он и сам, как известно,
издал соответствующую работу — «Тотем и табу»). Такая позиция, сводящая
все на свете главным образом к сексуальным символам и подтекстам,
привлекательна тем, что не требует обширных и разнообразных знаний,
напряжения ума. Все упрощается до предела: меч или копье (или та же
ваджара) превращаются в фаллический символ (да и змея, при желании,
тоже), удар, рассекающий скальд — в намек на совокупление, и так далее.
Возможны достаточно изощрённые догадки и выдумки.
Конечно, в ряде случаев подобный подход оправдан. Но чаще всего — в виде
исключения, а не правила. Дело в том, что в древности к сексуальным
проблемам относились не так, как во времена 3. Фрейда или в наши дни.
Невротиков и сексуальных маньяков, а также импотентов тогда было
значительно меньше, а отношения между полами вовсе не считались
приоритетными, преобладающими над остальными жизненными проблемами.
Выражали свои чувства и желания люди достаточно просто и ясно, без
замысловатых подтекстов и ущемленных подсознательных потребностей.
Фрейдизм был основан на наблюдениях за горожанами, мещанами, буржуа,
имеющими психические отклонения, страдающими неврозами и навязчивыми
идеями. Подобных субъектов в древности было ничтожно мало (если они
вообще были), и никакого значения в жизни общества они не имели. А в
мифах о пустяках речь не идет. Они выражают коллективные переживания
отдельных племен и народов и, добавим, массовое сознание и коллективное
подсознание, но не эмоции отдельных сексуально озабоченных индивидуумов.
Серьезные мифологи склонны выделять в приведенном выше мифе об Индре и
Вритре две темы: историческую и космогоническую (мы еще можем добавить
натуралистическую, связанную с описанием землетрясений и селей). Победа
динамичного, активного, жизнеутверждающего начала над косным, инертным,
пассивным — это и есть победа Индры над Вритрой. Только после этого в
мире устанавливается порядок, и Солнце встает над водами и землей.
Однако со временем Индра начинает изображаться почти исключительно в
образе мужественного мужчины, обладающего за- ¦ мечательными
достоинствами, но и не лишенного недостатков. Его родственные связи с
другими богами весьма путаны и противоречивы. В «Махабхарате» он
представлен царем — великолепным и могущественным, но далеко не
всесильным, который подчас может уступать в мудрости некоторым людям. На
этот раз в поединке с Вритрой он терпит поражение: гигантский змей
проглатывает его, и только помощь Вишну спасает Индру.
Многочисленные воинские и любовные похождения Индры, порой напоминающие
сюжеты волшебных сказок, помогают понять представления о мире и
человеке, смысле и содержании жизни, которые вырабатывались в касте
кшатриев — воинов и правителей. Ведь именно они считали Индру своим
главным богом-покровителем. То, что божественный напиток сома
упоминается чаще всего в связи с именем Индры, тоже проще всего
объясняется тем, что воины перед битвой «для храбрости» употребляли
сому. Напрашивается предположение: культ Индры становился в обществе
особенно популярным в периоды войн (особенно — победоносных) и вообще
возвышения каты кшатриев.
Считалось, что при разделе мира Индре был определен Восток — благодатный
край, охраняемый священным белым слоном. В другой версии, царство Индры
находится на небесах, это — Свар-га («Небо»), райская обитель богов и
героев. Столица ее — Амара-вати («Обитель бессмертных»), где возвышается
великолепный дворец Индры. В нем бессмертные наслаждаются музыкой и
танцами; в парке растут деревья, исполняющие желания, и среди них
волшебное дерево с золотой корой, источающее необыкновенные ароматы,
которые вызывают состояние блаженства. В свои небесные чертоги Индра
приглашает порой смертных героев; сюда попадают души отважных воинов,
павших на поле битвы, оставаясь до тех пор, пока не суждено будет им
вновь возродиться на земле, воплотившись в новых героев.
Может показаться странным, что в небесных райских чертогах, в
потустороннем краю блаженства и безмятежности правит доблестный воин,
олицетворение действий, мужской силы, активности, постоянной готовности
к битвам. По-видимому, для воинственных ариев имела огромное значение
вера в «жизнь после жизни», бессмертие души и награду в мире ином за
геройскую смерть. Такая вера помогала преодолевать страх смерти или даже
искать гибели славной, геройской, дабы очутиться в царстве райских
наслаждений. Покровитель воинов Индра был своеобразным гарантом
пребывания — пусть лаже временного — павших в сражении героев в небесных
его чертогах.
Особый интерес представляет связь имени Индры с сомой. Эта тема
заслуживает отдельного обсуждения.