АДИТИ
Так называется едва ли не самое загадочное божество индийского пантеона.
В переводе слово означает «несвязанность», «безграничность». Значит,
Адити можно соединять с понятием первичного хаоса, всеобщего смешения
без связи между частями (нечто неоформившееся) или с бесконечностью,
безграничностью как всеединством и вечностью.
В гимнах «Ригведы» образ этой богини представлен по-разному. Ее
связывают со светом, заполняющим воздушное пространство, и Ушас — богиня
утра, рассвета — ее отражение. Адити порой выступает как
благодетельница, смягчающая гнев богов, предоставляющая убежище,
избавляющая от нужды. Только одна ее роль совершенно определенна: она —
мать группы богов, называемых «Адитьи».
Она упоминается в гимне Ригведы о происхождении богов:
Тому, кто увидит богов в грядущем веке,
Мы с радостью повествуем теперь о происхождении богов.
Брахманаспати выковал их, подобно кузнецу,
В раннем веке богов
В первом веке богов из не-сущего возникло сущее
Затем возникло пространство мира, оно [возникло]
из прародительницы Земля возникла из прародительницы Из земли возникло
пространство мира, Из Адити возник Лакша, из Лаючи — Адити, Ведь Адити
возникла, о Дакша, она твоя дочь Затем возникли боги, благие спутники
бессмертия
Имя бога Дакши переводится — «ловкий», «способный». Остается неясным,
насколько бог представлен особым существом, которое может рождаться и
порождать жизнь, а в какой мере это — понятие, олицетворение некоторых
качеств. Да и сами боги выступают, по крайней мере отчасти, как создания
разума. Брахманаспа-ти (дословно — «господин молитвы») — сила,
вызывающая богов, общающаяся с богами во время молитвы. Но в данном
случае она творит богов так, словно они — создания разума.
Еще более запутано все, что связано с Адити. Она парадоксальным образом
названа и матерью Дакши. Как может он, один из Адитьев, быть для них, а
значит,
и самому себе дедушкой? То ли это демонстративный отказ от логики и
здравого смысла, то ли аллегория, то ли соединение двух разных идей без
соответствующего согласования, то ли попытка осовременить древнее
предание.
Последняя версия правдоподобна, ибо в более позднем мифе Дакша назван
седьмым сыном Брахмы, который родился из большого пальца правой ноги
бога-творца (из пальца левой ноги возникла жена Дакши). Чтобы оправдать
такую родословную, пришлось сделать Адити дочерью Дакши. Тем более что
для мифа вовсе не обязательна логическая стройность и обоснованность.
А может быть, автор гимна хотел показать взаимосвязь и взаимозависимость
возникновения из мирового пространства и Адити и Дакши. То есть
первичная безграничность и неопределенность обрела некоторые
способности, а они, в свою очередь, придали ей определенность... Не
исключено, что Адити первоначально отождествлялась с прародительницей,
которая дала начало пространству мира и земли, материальным сущностям, в
отличие от последующего рождения богов. Затем боги совместными усилиями
стали творить порядок из первозданного хаоса:
...возникли боги, благие спутники бессмертия.
Когда, о боги, вы стояли, крепко держась [друг за друга]
в изначальном море,
Когда, о боги, вы, изнуряя себя, приумножали миры, Вынесли вы скрытое в
море солнце.
Восемь сыновей Адити рождены из [ее] чрева. Вознеслась она к богам с
семерыми [сыновьями], Мартанду она отвергла.
С семью сыновьями вознеслась Адити в ранний век, Для рождения и умирания
вновь привела [она] Мартанду.
Эта часть гимна «Ригведы» тоже содержит немало загадок. Семь Адитьев —
это Митра, Арьяман, Бхага, Варуна, Дакша, Анша, Индра. Причем в другом
гимне сыновей всего шесть (Индра отсутствует), а в более поздних текстах
у нее уже 12 сыновей, которые выступают как солнечные боги и соотносятся
с двенадцатью месяцами. Правда, восьмого ее ребенка — Мартанду — принято
считать олицетворением Солнца, а его рождения и умирания — с заходом и
восходом светила.
К каким богам вознеслась Адити — непонятно, ведь они возникли после нее.
Такое впечатление, что речь идет о существах идеальных, тогда как
Мартанду — реальное небесное тело. Хочется согласиться с мнением В.Н.
Топорова: «Правдоподобно предположение о том, что имя Адити заменяет
утраченное имя персонажа более древнего мифа». Этим можно объяснить
путаную и противоречивую ее генеалогию. Не исключено, что в ней
отразился образ прародительницы, культ которой существовал в долине Инда
задолго до составления Вед.