МАРДУК
Популярность этого бога в Двуречье росла по мере возвышения города
Вавилона. Первые упоминания о нем относятся ко второй половине III
тысячелетия до н.э., а центральным божеством он стал во времена I
Вавилонской династии (XIX—XVI в. до н.э.). Аккадцы и вавилоняне, в целом
приняв мифологию своих культурных предшественников шумеров, должны были
утвердить свое господствующее положение в духовной религиозной сфере.
Поэтому в их мифе, посвященном Мардуку — «Энума Элит» («Когда Вверху»),
— повествование начинается с сотворения мира.
Начало этого мифа заслуживает особого внимания. Здесь в качестве первых
божеств выступают первичный океан Тиамат, воплощение хаоса, стихии,
женского начала, и Апсу (Абзу, по-шумерски) — мировой океан подземных
пресных вод, у которого был мудрый советник, олицетворяющий порядок и
разум — Мумму. От соединения Апсу и Тиамат возникли первые боги.
Идея, высказанная таким аллегорическим образом, не потускнела за три
десятка столетий. Когда в начале XX века стала обретать популярность
гипотеза о том, что жизнь на нашей планете зародилась в океане («океан —
колыбель жизни»), почему-то не было учтено важное обстоятельство: в
жидкой среде, даже при случайном синтезе сложных органических молекул,
они с той же легкостью распадутся на составные части.
В наши дни есть смысл вернуться к удивительной догадке древних: для
создания живых организмов необходимо, как минимум, соединение коллоидных
частиц с жидкой средой при участии какого-то организующего начала при
постоянном притоке энергии. Так может происходить, например, при выносе
тончайших глинистых частиц (опять все та же «первоматерия» — глина!)
пресными подземными или поверхностными водами в
океан (моря). И если жизнь действительно некогда возникла на Земле, то
этот процесс мог скорее проходить по мифологическому «сценарию»
аккадской поэмы, чем по научным гипотезам, популярным в XX веке.
Итак, в слиянии двух первичных океанов стали появляться более
определенно сформировавшиеся божества-стихии: Лахму и Ла-хаму. От них
появились бог Аншар и богиня Кишар, а от них — Ану (Ан), Энлиль и Эйя
(Эа, Хайа, Энки). Все эти боги были молоды, шумны, деятельны. Они
старались навести в мире порядок и сильно досаждали престарелым
первобожествам. Апсу решил убить своих неугомонных отпрысков с помощью
верного Мумму. Мудрый Эйя разгадал этот замысел. Он заколдовал Мумму,
взяв себе его силу разума, ауру, «лучи сияния». С помощью магических
заклинаний он усыпил, а затем убил Апсу. Части тела Апсу Эйя использовал
для того, чтобы возвести на них свое жилище. Здесь-то и родился
«ребенок-солнце», будущий великий Мардук.
На стражу своих владений Эйя призвал огнедышащего бога Ан-шара, имевшего
четыре глаза и четыре уха. (Правда, ,в мифах Двуречья судьба Аншара не
так проста. По мере усиления влияния в регионе Ассирии, возвышался и его
главный бог Ашшур (Аншар), который и стал главным героем — вместо
Мардука — ассирийской версии поэмы.)
Итак, вавилонский миф превозносит Мардука, и поэтому великие первые боги
становятся или его предками, или хранителями. Его мать Дамгальнуна
(Дамкина) обретает черты богини Нин-хурсаг. В сказочно короткий срок
Мардук становится самым смелым и могучим из всех богов.
Тем временем Тиамат, разгневанная убийством мужа, решила отомстить богам
(по другой версии, ее возмутил порядок, устанавливаемый в мире и
сводящий на нет ее власть). Она создала одиннадцать чудищ: драконов,
скорпионо-людей, человеко-псов и человеко-рыб с ядом вместо крови. Во
главе их она поставила Кингу — самого свирепого и беспощадного из своих
слуг. На грудь ему она возложила скрижали судьбы Вселенной, провозгласив
его своим супругом.
Испугались боги, затрепетали, собрались на совет, чтобы обсудить пути к
спасенью, но никто из них не рискнул выступить против Кингу с его
войском. И тогда выступил младший из них — Мардук. Он сказал, что готов
сразиться с врагами, но в случае победы боги должны признать его своим
господином.
Слова его вызвали замешательство среди богов. Многих они возмутили, иных
озадачили. Как может юный Мардук справиться с чудовищным воинством? Как
смеет он требовать власти над старшими богами?!
Семь величайших богов уединились, чтобы обсудить предложение Мардука.
Утомившись от споров, они устроили пир. Вино и пиво усладили их сердца,
успокоили души. Мардук удивил их, показав свое могущество: по его слову
пропадали и появлялись звезды (не много ли было выпито хмельных
напитков?). И тогда боги решили вручить Мардуку символы власти, признать
его царем. Он не стал медлить: взял булаву и лук с колчаном. С помощью
Ану сплел огромную сеть, раздуваемую четырьмя ветрами. Его сопровождали
семь бурь, а впереди его сверкали молнии. Кингу и его воинство в ужасе
разбежались. Сама Тиамат встала против него. Она разинула свою пасть, но
он вогнал туда буйный ветер, от которого у нее перехватило дыхание,
пронзил ее тело стрелой, рассек мечом, вырезав сердце. Из верхней
половины ее тела он создал небесный свод, закрывающий верхние воды. В
нем он устроил ворота с запорами, поставив стражу, которой запрещено
было без разрешения Мардука отпирать ворота, давая возможность небесным
водам изливаться на землю.
Из другой половины тела Тиамат создал Мардук землю, имеющую вид
полукруглой чаши, и прикрыл ею нижние воды. В небесных чертогах поселил
он бога Ану, а земные воды отдал во владение отцу своему Эйя; Энлиль
стал повелевать воздухом и ветрами. Начертал Мардук на небе созвездия.
Ночь он отдал во владение богу Луны Сину, одарив его светлой короной, а
день — Шамашу, богу Солнца, лучи которого поражают демонов и устрашают
злодеев. Всех богов поделил он на триста небесных и триста земных и
подземных, определив каждому то, за что он ответственней.
Учредив порядок в мироздании, Мардук мог бы спокойно существовать в
своем небесном дворце, если бы не ропот богов, которым пришлось нести
бремя забот и хлопот. Решил тогда Мардук сотворить существ, которые
могли бы позаботиться о богах. Из крови Кингу и глины, взятой у Эйя,
вылепил он первых людей. Они были похожи на богов, но не обладали их
силой и бессмертием. Людям повелел Мардук служить богам, которые с той
поры живут беззаботно.
Правда, в конце II тысячелетия до н.э. стал популярным миф о том, что
абсолютное господство Мардука огорчало семерку высших богов, и они
подговорили бога войны и эпидемий Эрру (Ирру) отобрать у Мардука часть
власти. Решил Эрра уничтожить одно из лучших творений Мардука — людей,
которые не поклоняются Эрру. Тогда коварный бог уговорил царя богов
отрешиться на некоторое время от земных дел для того, чтобы спуститься в
подземный мир и там с помощью бога огня Гирры очистить свои регалии
высшей власти, которые потускнели якобы от времени.
Мардук поверил Эрру и покинул землю, оставив свой трон Эрру, который
пообещал не чинить никаких злодеяний. Но как только Эрра обрел власть,
он тотчас наслал на людей все беды — чуму, распри, войны, разруху.
Начались страдания, гибель людей во всей Вавилонии и даже в столице,
покровителем которой являлся Мардук. И если бы не возвращение Мардука,
не осталось бы на земле людей.
В этой истории сделана попытка отделить зло и насилие от верховного
бога, представить его благодетелем людей, не имеющим никакого отношения
к тем бедствиям, злодеяниям несправедливостям, которые творятся на
земле, а всю ответственность возложить на «нехорошего» бога. Такова одна
из первых версий существования в мире добра и зла, носителями которых
выступают антиподы — бог и дьявол.
Другая идея истории Мардука и Эрры — историософская: периоды процветания
и могущества государства сменяются краткими (сравнительно) периодами
бедствий, упадка. Такова реальная закономерность, которую можно
наблюдать на примере всех цивилизаций и государств. Хотя, конечно,
объяснение этому явлению не столь наивно-простейшее, как сказочно
представлено в мифе.