Первые боги
Как возникла у людей идея Бога, когда это произошло, какими были первые
боги — все это остается тайной. Вряд ли ее когда-либо удастся раскрыть.
Мнений на этот счет высказано немало, но ни одно из них мы не можем
считать бесспорным, надежно обоснованным.
Факты, добытые археологами, историками, исследователями древнейшего
искусства и этнографами, позволяют сделать некоторые обобщения,
касающиеся образа жизни, занятий, быта, а отчасти знаний и верований
людей, которых мы считаем первобытными. Это были охотники, рыболовы,
собиратели — представители так называемого Homo sapiens, кроманьонского
человека (к этому виду или подвиду относимся и мы).
Они распространились на земном шаре около 40 тысячелетий назад, со
временем освоили все обитаемые материки. Судя по сохранившимся с тех пор
орудиям труда, произведениям искусства, интеллектуально и психически эти
люди существенно не отличались от нас, а в чем-то, пожалуй,
превосходили.
Прежде кроманьонцев на Земле господствовал другой вид (подвид) человека
разумного — неандертальцы. Однако их духовный мир для нас во многом
остается неясным: слишком скудны факты, допускающие разные толкования.
Неандертальцы жили разрозненными группами. Есть сведения, что они
хоронили умерших, а значит, чтили умерших, осыпали могилы цветами. У них
имелись какие-то примитивные формы натуралистического, предметного
искусства (подобие современным разновидностям поп-арта, изготовления
муляжей). Нет веских оснований считать, что они выработали представления
о высших существах.
Первые свидетельства такого рода появляются в эпоху кроманьонцев:
наскальные рисунки, гравюры на кости, фигурки из камня, кости, дерева.
Это — изображения фантастических существ или стилизованные женские
фигурки. Большинство исследователей склоняется к мнению, что эти
произведения архаичного искусства отражают представления людей об
окружающем мире и своем месте в нем.
Если бы все ограничивалось только подобными «немыми» артефактами, то
смысл их оставался бы неясен. Однако по материалам изучения племен
первобытной культуры известно, что у них существовали представления о
великих богах, а чаще — обожествленных предках, животных (реже —
растениях, камнях), о неких человеко-богах или бого-зверо-людях.
Характерная черта искусства кроманьонских охотников: великолепные
реалистические изображения крупных млекопитающих, которые служили
объектом охоты. А вот люди почти всегда показаны схематично или
искаженно. Почему? Вряд ли дело только в узкой специализации художников.
Что мешало им рисовать портреты, хотя бы в профиль, верно отражающие
оригинал?
Наиболее правдоподобный ответ: мешала вера в магическую силу изображения
тех или иных объектов. Подобное суеверие характерно для многих племен
архаичной культуры, с которыми сталкивались европейцы.
Курьезный случай, подтверждающий это, произошел с Н.Н. Миклухо-Маклаем.
Его слуга, туземец, веривший в магическую силу фотоаппарата,
позволяющего получать копии людей, категорически запретил себя
фотографировать. Миклухо-Маклай обещал учесть это желание. Однажды,
когда слуга спал, ученый решил сделать его фотопортрет, но в последний
момент отказался от своего намерения.
Он поступил честно. А делая снимок, рисковал жизнью человека. Ведь
туземец мог проснуться во время съемки, ужаснуться и решить, что белый
человек обрел власть над его душой. Образ человека, как считали
представители архаичной культуры, обладает мистической сопричастностью с
живым человеком (или животным). Такое суеверие могло бы довести туземца
до тяжелой болезни, депрессии, а то и могилы (подобные случаи бывали).
Действенность магии определяется степенью веры в нее.
Но если конкретных реальных людей древние охотники избегали изображать,
то этот запрет распространялся на животных, а также, по-видимому, и на
фантастические существа или условно-символические образы мужчин и
женщин. Из них определенно выделяются два: человеко-звери и женщины с
пышными формами.