ДВУРЕЧЬЕ (ШУМЕР, АККАД, АССИРИЯ, ВАВИЛОН)
Этот обширный регион оспаривает пальму первенства у Египта как
первоначальный центр цивилизации. И если первые крупные государственные
объединения сначала возникли в долине Нила, а не в Двуречье, то первые
очаги производящего хозяйства и поселения городского типа оформились в
низкогорьях, обрамляющих долину Тигра и Евфрата (а также на полуострове
Малая Азия и восточном Присредиземноморье).
Особенности духовной культуры и, в частности, религиозных воззрений во
многом определяются своеобразием природной обстановки. Ее принято
рассматривать подобием сценической площадки, на которой разворачивается
трагикомедия человеческого бытия. Но в действительности именно природа
является одним из активных участников этого действа. Она меняется под
влиянием деятельности человека, и это влечет за собой изменения
хозяйственного уклада, материальной культуры, верований.
Например, на Ближнем Востоке около десяти тысячелетий назад преобладали
культы, связанные с мужским началом и охотой на крупных млекопитающих.
Наиболее часто культовым символом выступал дикий бык. Однако со временем
— если судить по множеству глиняных и каменных фигурок — на первый план
вышел образ божественной богини-матери. Тогда же происходил переход от
присваивающего (охота, рыболовство, собирательство) к производящему
хозяйству (земледелие, скотоводство).
Нет оснований сомневаться в том, что эти изменения в материальной и
духовной культуре происходили одновременно, были взаимообусловлены.
Прежде ученые склонны были видеть первопричину подобной эволюции в
изменениях климата. Мол, заканчивался ледниковый период, началось
глобальное потепление и повышение уровня Мирового океана, перестройка
климатической зональности... Подобные умозрительные рассуждения не
подтверждаются материалами палеоклиматических и палеонтологических
исследований. Напротив, выявилась очевидная связь распространения
человека в Новом Свете, Австралии, на островах и последующего резкого
уменьшения здесь количества и разнообразия крупных млекопитающих, птиц.
Конечно, для нашей темы эта проблема не принципиальна. Однако она
позволяет, как мы позже убедимся, понять некоторые особенности «бытия
богов», а также по-новому осмыслить суть знаменитого предания о
всемирном потопе.
В отличие от долины Нила, которую ежегодно «удобряет» плодородный ил,
наводнения Тигра и Евфрата чаще всего носят катастрофический характер.
Это обстоятельство, безусловно, влияло на развитие цивилизации в данном
регионе. Долина Нила протягивается единой широкой полосой через
сравнительно малолюдные опустыненные районы. В Двуречье, напротив,
окультуренные земли располагались отдельными очагами, а на окружающих
территориях обитали разнообразные племена и народы, постоянно
вторгавшиеся в пределы этих очагов цивилизации, которые нередко
враждовали между собой.
Подобная разобщенность и частые конфликты никак не способствовали
созданию единого пантеона богов с более или менее определенной
Иерархией, хотя некоторые великие боги переходили из века в век и от
народа к народу, так же как отдельные предания. Такую устойчивость
верований можно объяснить как относительным единством духовного разных
народов и рас, так и единством — тоже относительным — природной
обстановки.
Цивилизация в Месопотамии (Двуречье) распространялась, как мы уже
говорили, от предгорий в долину по мере оскудения природных ресурсов
(сведения лесов, истощения почв, эрозии земель). В долине устойчивое
оседлое земледелие и скотоводство были возможны на основе орошения,
регулирования течения рек. Этим занимались шумеры, которые относятся к
древнейшему населению региона (досемитическому). Существовали отдельные
общины, поселения городского типа, окруженные сельскохозяйственными
угодьями. У каждой общины был свой местный бог-покровитель. Единой
системы богов у них не было.
Во взаимоотношениях богов многое зависело от социально-политических
обстоятельств. Так, небольшой поселок Гирсу имел своего покровителя —
Нингирсу. Когда это поселение вошло в объединение, где самым крупным
населенным пунктом был город Ла-гаш, Нингирсу (по неясным причинам) стал
общим богом-покровителем. Когда к объединению примкнул поселок, где
чтили богиню Бау, то ее стали считать женой Нингирсу.
Религиозные воззрения, игравшие важную роль в духовном единении, имели
общественный характер (прежде преобладали семейные божества), о чем
свидетельствуют развалины храмов, обычно возводившихся на одном и том же
месте с самого раннего периода (шесть-восемь тысячелетий назад).
Постепенно, благодаря торговым и культурным связям между общинами, стали
оформляться единые образы великих богов и культурных героев.
В отличие от Египта, в этом регионе боги имели облик людей или, реже,
зверей и рыб с человеческими головами (в Египте подобные боги имели
головы животных). Чем объяснить такое различие? Возможно тем, что в
Египте первоосновой хозяйства в глубокой древности были охота и
скотоводство, тогда как в Двуречье — поливное земледелие.
«Интересно, — пишет шумеролог В.К. Афанасьева, — какими представляли
себе всемогущих богов шумеры. Мир чувств этих богов подчеркнуто низменен
и груб. Они не только велики, но и ужасны. Как и боги античности, они
наделены всяческими человеческими слабостями. Они создают людей в пьяном
виде; из-за одного каприза они способны погубить все живое, они грязны и
неопрятны; так, бог Энки из-под ногтя, окрашенного в красный цвет,
извлекает глину и создает неопрятное, мерзкое существо».
Относительно пьянства мифология Египта тоже далека от идеала.
Вспоминается эпизод, когда пришлось устроить поистине «пивной потоп» для
того, чтобы богиня-львица Хатор-Сехмет допилась до того, что перестала
узнавать людей. То, что боги Двуречья грязны, а точнее сказать,
вынуждены возиться в глине, тоже не удивительно. Обилие камня в Египте
предоставляло прекрасную возможность строить величественные храмы,
пирамиды, дворцы. Обширная Месопотамская низменность вынуждала людей
изготавливать строительный материал из глины. Необходимость выкапывать и
регулярно расчищать каналы тоже заставляла «возиться в грязи», работая
мотыгой.
Кстати, об этом превосходно сказано в замечательной шумерской поэме о
споре Мотыги с Плугом. Плуг похваляется своим величием, тем, что царь
держит его рукоять и ради плуга впрягает в ярмо быков, тогда как по
сторонам толпится знать, а народ веселится и ликует (кстати говоря,
употребляя хмельные напитки). Так, по-видимому, праздновали в Шумере
начало земледельческих работ. А Мотыга, как брезгливо говорит Плуг,
постоянно в грязи копошится и, подобно кирпичной форме, всегда грязна,
копая колодцы и роя канавы. Она недостойна царской руки!
В ответ Мотыга перечисляет Плугу многообразные работы, которые она
выполняет, а прежде всего — регулируя воду на полях и подготавливая их к
пахоте, а также активно участвуя в строительстве. Даже для мореходства
она приносит великую пользу, добывая и используя вар, готовя смолу.
Наконец ведь сам Энлиль, взявшись за Мотыгу, отделил небо от земли! Тут
уже не остается сомнения в том, что Мотыга превосходнее Плуга.
...Когда современный горожанин говорит «грязь», не следует забывать, что
для земледельца это может быть великолепным черноземом, а для строителя
— прекрасным строительным материалом. Между прочим, глина — хорошее
моющее и отбеливающее средство (безусловно, не всякая).
И еще одно замечание. Природные условия и географическое положение
Двуречья во многом определяли суровость быта и нравов местного населения
(в отличие от жителей долины Нила). Здесь часты были жестокие войны — в
отчаянной борьбе за выживание и сохранение земельных угодий,
оросительных систем; нередко сюда вторгались кочевники, порой
объединявшиеся в достаточно крупные армады.
По сравнению с нильской долиной земли Двуречья подвержены эрозии,
засолению, а почвы со временем деградируют. В результате перевыпаса или
выхода из строя ирригационных систем, изменений речного русла хозяйство
приходит в упадок, а пустыни расширяют свои пределы.
Помимо природы на характере духовной культуры существенно сказываются
интеллектуальные, эмоциональные, нравственные особенности людей. Однако
в этом отношении основы духовного мира человека оказались удивительно
устойчивыми. Порой создается впечатление, что менялись одежды, быт и
нравы, а человеческие типы переходили из тысячелетия в тысячелетие почти
не меняясь, а изменчивым было лишь количественное соотношение этих
типов.
Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к некоторым высказываниям,
запечатленным клинописью на глиняных табличках в Древнем Двуречье и
поныне не утратившим актуальности:
— О сказанном в спешке можешь пожалеть позже.
— Взять в долг так же [легко], как заняться любовью, но возвращать его
так же тяжело, как вынашивать ребенка.
— Только боги живут вечно под божественным солнцем; но дни человека
сочтены, все дела его лишь ветер.
— Поднимись на древние руины и пройдись по ним; посмотри-ка на черепа
простых и великих. Какие из них принадлежали святым, а какие — грешникам
?
— Будь справедлив к своему врагу, делай добро, будь добр во все твои
дни.
— Есть и царь над тобой, и правитель, но бойся сборщика налогов.
— Кто роет другому яму, сам в нее попадет.
— Не позволяй наступать тебе на ноги, дабы потом не дерзнули наступить
тебе на шею.
— Лучше с мудрым человеком носить камни, чем с глупым вино пить.
— Не будь без меры сладок, чтоб тебя не проглотили. Не будь без меры
горек, чтоб тебя не выплюнули.