Тот
От большинства богов он отличается тем, что наименее противоречив. Он —
бог мудрости, счета и письма, магии и чародейства, а также в некоторых
воплощениях — бог Луны, «серебряного Атона».
Тота называли «писцом богов», «властелином письменности», «владыкой
папируса», «изобретателем палитры и чернильницы», «властелином
божественных слов» или «слов власти». Вера в силу слова, как мы знаем, у
египтян была чрезвычайно велика. В одном из текстов повествуется в
книге, написанной самим Тотом и содержащей две словесные формулы.
«Первая зачарует (заколдует) небеса, землю, подземный мир, море и горы;
с ее помощью ты увидишь всех птиц, гадов, рыб, ибо власть ее заставит
рыб подняться на поверхность. Вторая даст возможность человеку и в
могиле обрести тот облик, который он имел на земле» (воскресит
умершего).
Как видим, надежда на всемогущие формулы была характерна еще в очень
давние времена, и в нашу эпоху она возродилась как вера во всемогущество
научных формул. Правда, древние придавали огромное значение именно
божественному Слову, тогда как теперь слово обесценивается с каждым
десятилетием.
«Так как он был властелином книг и владыкой речи, — писал У. Бадж, —
считалось, что он владеет всеми знаниями — человеческими и
божественными. При сотворении мира именно он был тем, кто выразил в
словах волю невидимой и неведомой созидающей Силы и произнес эти слова
так, что возник мир».
Являясь олицетворением знания, он сумел защитить Осириса и Гора, поведав
Исиде «слова власти», магические заклинания, благодаря которым она
смогла воскресить Осириса и обеспечить победу Гора над Сетом. Кстати,
важно было не только знать «слова власти», но и произносить их без
запинки, определенным образом. И всему этому Тот обучил Исиду.
В Книге Мертвых Тот, обращаясь к Осирису, произносит:
«Я — Тот, любимец Ра, властелин силы, доводящий до благополучного
завершения то, что он делает, могущественный обладатель «слов власти»,
пребывающий в ладье Миллионов Лет, властелин законов, покоритель двух
земель...» Нередко его называли «владыкой бедуинов», «владыкой
чужеземных стран». Почему? Об этом остается только догадываться.
Возможно, какие-то важные знания жители долины Нила почерпнули у
обитателей окрестных земель еще в те времена, когда на месте Сахары
преобладали саванны, то есть более пяти тысячелетий назад.
Священными животными Тота были павиан и ибис. На изображениях Тот
нередко держал пальмовую ветвь — символ его власти над временем.
Считалось, что он выделил годы, месяцы и дни, ведя им счет. Он научил
отмечать дни рождения и смерти, а также вести летописи.
Очень важное место отводилось Тоту в погребальном культе. В Книге
Мертвых сказано, что умерший попадает туда, где есть только «глубь
неизмеримая, что темнее самой темной ночи, и люди блуждают в ней без
помощи». Умерший обращается к богу Тоту с просьбой: «Пусть положение
духа будет дано мне вместо воды, воздуха, удовлетворения страстных
любовных желаний и да будет мне спокойствие сердца вместо лепешек и
пива». Показательно, что египтяне так высоко ценили именно «спокойствие
сердца», а не те материальные блага, на которые стали так падки
представители современной технической цивилизации.
Умерший, после череды испытаний и магических слов, предстает перед Тотом
и просит заступиться за его новопреставленную душу перед богом. «Каким
пребываешь ты здесь?» — спрашивает Тот. «Я очистился от зла, защищен от
гибельных дел тех, кто живет в днях своих. Я не принадлежу к ним», —
отвечает умерший.
Астрономические наблюдения, чтение и письмо, арифметичес-. кие
вычисления, знание календарных дат — все эти премудрости египетские
жрецы держали в тайне от непосвященных. Заклинания были для них порой
способом воздействия на сознание (и подсознание) людей. Но не менее
часто ритуалы и заклинания служили прикрытием для использования
положительных знаний: медицинских, астрономических, естественнонаучных.
Тот почитался как покровитель не только жрецов и магов, но и
представителей всех интеллектуальных профессий. В период упадка
египетской культуры на первый план вышли оккультные «знания», связанные
с магическими заклинаниями, астрологией и алхимией. В античное время
функции Тота унаследовал греческий бог Гермес. А в мистическом плане
соединение Гермеса с Тотом привело к образу мага и волшебника
Трисмегиста («трижды величайшего»), имя которого было особенно популярно
у средневековых чернокнижников, алхимиков, астрологов.
Женой Тота была богиня истины и порядка Маат.
Надо подчеркнуть, что культ Тота показывает, какое большое значение
придавали египтяне духовной культуре, знаниям, интеллекту. Не в этом ли
был залог великих достижений египетской культуры, проникнутой светлым
мировоззрением, несмотря на культ мертвых (или — благодаря ему?).
Есть еще один аспект представлений египтян о боге мудрости. Ведь он
олицетворял два очень разных вида знания: рациональное, которое можно
сопоставить с наукой и техникой, и мистическое, отчасти связанное с тем,
что мы называем интуицией, проявлением подсознания. В первом случае речь
идет о подлинном знании, а во втором — о стремлении преодолеть незнание,
в чем призвана помочь религия.
«Однако не сумма знаний определяет качество интеллекта, — справедливо
отмечал Р. Антее. — Истинным критерием разума человека, очевидно,
является вопрос, сознает ли он пределы своего знания. Он должен знать
свое место в том, что касается рассудка, и в том, что связано с
религиозным верованием. В общем, египетская история заставляет думать,
что около 3000 (г.) до н.э. в Египте «магический разум» и «рациональный
разум», т.е. религиозный и логический способы мышления, были более
уравновешены, чем около 1000 г. до н.э. или даже в современном мире.
Древнейшие египтяне пользовались разумом в самой высокой степени там,
где это было нужно, и с должным уважением подходили к тому, что
превышало их разумение».
Таков общий закон развития общественных систем. В период расцвета
интеллектуальной жизни сохраняется гармония между рациональным знанием и
мистикой, наукой и религией. Со временем рациональные знания начинают
преобладать, а религия превращается в формальность, механическое
исполнение ритуалов. А затем, в период кризиса и упадка, люди начинают
уповать на мистику, неведомые силы, на чудо. В Египте такая смена эпох
происходила несколько раз (в нашей стране — тоже).