ХАТОР (ХАТХОР)
Эта богиня, подобно большинству богов Египта, многолика. В далекой
древности она была преимущественно богиней неба, изображая женщину с
головой коровы, между рогов которой помещался солнечный диск. Таков был
вариант мифа о небесной корове, рождающей Солнце. Но ее называли также
дочерью Ра. А как свидетельствует ее имя, она была женой Хора (Гора). В
то же время она почиталась порой как Око Гора, или Око Ра. В качестве
Ока Ра она отождествлялась с Тефнут, богиней влаги (утреннее Око Ра,
приносящее росу?), с Сехмет — богиней войны и палящего Солнца (жаркое
полуденное Око Ра?). В таком случае можно предположить, что Хатор была
вечерним Оком Ра (подобное триединство божеств достаточно распространено
в египетской мифологии).
Чаще всего Хатор (подобно двум другим ее образам) почиталась в виде
женщины с львиной головой. Пожалуй, именно в таком виде она истребляла
людей... Впрочем, об этом имеет смысл рассказать подробно.
В одном из древних мифов о состарившемся одряхлевшем Ра, против которого
люди замыслили недоброе (на этот миф мы уже ссылались, говоря о Нуне и
Ра), боги посоветовали своему владыке: «Да пойдет Око твое и да поразит
оно для тебя замышляющих злое... и да сойдет оно в образе Хатор».
И пошла богиня, и поразила она людей в пустыне. Сказало величество бога
этого: «Иди в мире, Хатор, ибо ты сделала то [для чего я послал тебя]».
Сказала богиня эта: «Жив ты, победила я людей, и сладостно это для
сердца моего».
Сказал его величество Ра: «Могуч я». И возникло имя Сехмет». Сделаем
отступление. Вера в магическую силу слова в данном случае соединяется с
игрой слов: «сехмет» означает «могучий». Так не только материализуется,
но уже само звучание, невольный каламбур чудесным образом реализуется. И
то, что сказал Ра о себе, становится качеством и именем богини:
Хатор-Сехмет.
Слово сказано, и богиня, почувствовав свою необычайную силу, принялась
убивать людей. Однако Ра уже удовлетворился местью, и в душе его
проснулась жалость к людям. Он приказал принести ему побольше красного
камня «диди» (охры?), а также приготовить побольше пива. Растертый
красный камень бросили в пиво, и оно стало подобным крови.
Было приготовлено 7000 сосудов с пивом. Посмотрел на них его величество
Ра и сказал: «О как прекрасны они. Я спасу ими людей».
Сказал Ра: «Отнесите их в место, где она хочет убить там людей».
Его величество царь Верхнего и Нижнего Египта Ра поднялся рано в
красотах ночи, чтоб дать вылить жидкость этих сосудов.
И были полны поля влагой до четырех мер (в высоту)...
Утром пришла эта богиня и нашла все залитым. И было лицо ее радостным
там. И пила она, и сладостно было это сердцу ее. И пошла она пьяная и не
узнала людей.
И сказал Ра богине этой:
«Иди в мире, о богиня могучая».
Таков миф. Он наводит на размышления. В бытовом плане мы узнаём, что
богиня не просто любила пиво, но и упивалась допьяна, да так, что
переставала узнавать людей. Ясно, что подобные случаи происходили не
только с богинями или богами, но и с людьми.
Более того, пьянство, судя по всему, не считалось чем-то постыдным. Ведь
пьяные египтяне и египтянки, согласно свидетельству данного мифа (его
связь с действительностью вряд ли можно отрицать), становились добрее и
забывали даже о своих злых замыслах. Во всяком случае, хочется верить,
что было именно так.
Есть у мифа и естественнонаучный аспект. В нем говорится — в
аллегорической форме — о крупном наводнении в долине Нила. Мифы о
потопах вообще очень характерны для самых разных племен и народов,
обитающих в Евразии, Америке, Австралии. Наименее распространены они в
Африке. В тех регионах, где наводнения были особенно сильны, например в
Двуречье, возникали предания о всемирном потопе (одно из них вошло в
Библию).
Основная область водного питания Нила лежит в экваториальной зоне, где
распространены тропические леса, саванны и озера. Это обеспечивает реке
относительную стабильность и сравнительно небольшие, верней
некатастрофические, наводнения в период дождей. Как мы знаем, подобные
регулярные разливы являются залогом плодородия полей. О каком же тогда
потопе, особенно сильном, да еще с красной водой, может идти речь?
Об этом нетрудно догадаться. Дело в том, что южная половина Белого Нила
— основного водного потока — расположена в зоне широкого распространения
красноземов. Пять-шесть тысячелетий назад на месте нынешних пустынь и
полупустынь этого района находились саванны, а на месте нынешних саванн
— леса. Охотники, а затем скотоводы-кочевники и первые земледельцы стали
активно выжигать и вырубать леса и примитивными способами обрабатывать
почву. В результате началась эрозия земель. Во время сильных дождей
красные почвы размывались и в огромном количестве поступали главным
образом в Белый Нил от его левых притоков, большинство из которых позже
превратились в сухие долины.
Это явление и наблюдали древние египтяне, сочинив по такому случаю
историю с окраской пива в красный цвет и мощном наводнении. Возможно
даже, что легенда возникла не сразу, а в первое время люди передавали
сведения о сильных наводнениях с необычной красноватой водой. Постепенно
подобные явления случались все реже и, наконец, прекратились вовсе:
пустыни и полупустыни взяли свое, притоки Нила стали маловодными.
Расширение опустыненных земель в Сахаре привело к тому, что в этом
регионе климат стал значительно суше. Теперь уже<«красные разливы» Нила
остались только в преданиях.
Изменилось к тому времени и отношение к богине Хатор. Если когда-то
катастрофические нильские «потопы» приносили бедствия жителям долины, то
нормальные периодические наводнения оставались благом. Хатор
превратилась в покровительницу деревьев (она принимала образ финиковой
пальмы, сикоморы) и дарующую плодородие богиню любви, музыки и пляски,
веселья (как видим, не только на Руси веселье было связано и с питием).
Важную роль играла Хатор и в царстве мертвых, встречая души умерших и
одаряя их животворной влагой. Ее атрибутом был музыкальный инструмент,
изображения которого из сердолика, красного камня или фаянса носили как
амулет, приносящий удачу.
В конце Нового царства Хатор стали отождествлять с Исидой, а древние
греки — с Афродитой.