СЕТ
Едва ли не во всех религиях мира светлому и доброму началу противостоит
темное и злое. В египетской мифологии такая роль отводится Сету (Сетху,
Сутеху). Правда, существуют еще космические мрачные силы, например змей
Апоп. Но они могут отождествляться со стихиями, тогда как Сет наделен
человеческими отрицательными качествами, в частности, коварством,
жестокостью, завистливостью, и предстает чаще всего в человеческом
обличье.
Хотя и в этом случае не обошлось без серьезных противоречий и логических
несуразностей и Сету порой придавались положительные черты, чаще всего
он выступал как олицетворение злого начала, убийца Осириса, вредоносный
бог пустыни, враждебных «чужих стран».
По своей родословной Сет принадлежал к высшей касте богов: он был
третьим ребенком (после Осириса и Исиды) у Геба и Нут. Четвертый ребенок
— Нефтида — по некоторым мифам, была его женой. По праву своего рождения
Сет мог претендовать на царскую власть, но только после смерти старшего
брата. Жажда власти подвигла Сета на преступление — убийство Осириса. По
одной из версий, жена Сета изменила ему с Осирисом и родила Анубиса
(бога бальзамирования и покровителя умерших). В таком случае можно
предполагать и мотив ревности Сета к Осирису.
Для такого предположения есть основания. В одной из наиболее
замечательных легенд Древнего Египта — «О двух братьях» действие
разворачивается и на земле, среди людей, и в мире богов. Главные герои
имеют имена богов: Анупу (Анубис) и Бата — пастух, в последствии
принимающий облик быка (хотя поначалу его уподобляют быку по силе и
выносливости). Коварная жена Анупу после неудачной попытки соблазнить
Бату клевещет на него, и старший брат в порыве ревности едва не убивает
младшего брата...
Эту историю мы привели еще и потому, что на ее примере хорошо видно, как
видоизменяются мифы и легенды, какими непростыми связями они могут
переплетаться между собой. Тем более что существуют «типовые», так
называемые бродячие сюжеты, переходящие из века в век, из страны в
страну. Один из них и связан с той борьбой за трон, которая образует
центральное ядро истории Сета и Осириса.
Ничего не подозревавшего Осириса Сет поймал в западню (заманил в
расписной ящик). Юного сына Исиды Гора Сет попытался отравить,
обернувшись змеей. Однако ребенок вырос и бросил вызов убийце отца,
занимавшего египетский трон не по праву. В яростной схватке Сет сумел
вырвать у Гора Око.
Тут опять требуются отступление и пояснение. В данном случае Око
написано с заглавной буквы, потому что оно не просто глаз природный, но
и волшебный, божественный. Нередко Оком Ра называли Солнце (а вторым
Оком — Луну). Однако мистическое значение Ока Гора помогает понять
амулет с таким названием. Его носили живые (но клали и мертвецам). Таким
образом человек приобретал благосклонность небес и прежде всего
божественного Солнца, дарующего силу, бодрость, здоровье, безопасность.
По мнению Р. Антеса, Око было тождественно змею Урею, изображение
которого прикреплялось к лицевой части короны царя или на лбу к
головному платку. Этот символ царской власти был магическим талисманом,
охраняющим фараона и обеспечивающим спокойствие и порядок в подвластных
ему землях. В таком случае тот период, во время которого Оком Гора
завладел Сет, следует толковать как время хаоса и смуты в стране
(«смутное время»). С другой стороны, возвышение Сета можно
интерпретировать и как аллегорию победоносного вторжения чужеземцев со
стороны пустынь, обрамлявших плодородную долину Нила.
Однако в любом случае не приходится полностью полагаться на
рациональное, предельно логичное объяснение мифологических событий. Они
могли подразумевать не только земные, но и небесные явления. В некоторых
случаях Оком Гора называлась Луна, а ее исчезновение с небосклона
означало, что это Око похищено Сетом... А впрочем, слишком часто
отдельные мифы о тех или иных богах (героях) не связаны между собой
единством сюжета и действующих лиц, их помыслов и характеров. Это — не
фрагменты некоего грандиозного произведения, а отдельные повествования,
в которых проявляется авторская индивидуальность и отражаются — порой в
причудливой поэтической или фантастической форме — текущие события тех
далеких веков. Нередко исследователь, по правилам научного анализа,
вводит порядок, стройность и законченность в разрозненные мифы, которые
в совокупности не обладают такими качествами.
Тем не менее в тех случаях, когда речь идет о завершенном произведении,
их анализ дает интересные результаты. Сошлемся на Р. Антеса. Он полагал,
что многие мифы и легенды относились к разряду развлекательных
сочинений. «Наиболее изощренный и пространный образец такого рода
литературы, — писал он, — история борьбы Гора и Сета за право
царствования в Египте. Она значительно расширяет наши знания
мифологических деталей, поскольку обстоятельно излагает эпизоды, на
которые в других источниках мы встречаем только намеки. Более того, она
проливает свет на вопрос о том, как возникли мифологические
повествования. Все действующие лица этой истории — божественные
существа, как этого и следует ожидать в египетском тексте, но все они
совершенно подобны людям, включая волшебницу Исиду.
Центром повествования является судебный процесс между неуклюжим,
мужиковатым парнем Сетом, выступающим в качество брата Исиды, и умным
ребенком Гором, которому помогает его изобретательная мать. Судебный
процесс ведется, разумеется, из-за наследия Осириса — царской власти,
которую Гор и Исида требуют по закону, а Сет — по праву сильного...
Рассказ начинается с решения суда, и оно же в конце концов счастливо
завершает историю спора коронацией Гора в качестве царя Египта.
Характерная черта концовки — появление Сета, примирившегося со своей
судьбой... Поскольку решение окончательное, он охотно ему подчиняется, и
его назначают к Ра... чтобы Сет пребывал при нем, подобно сыну, грозным
бойцом в солнечной ладье».
Показательно, что судебный процесс описывается как долгая тяжба, в
которую вовлекаются многие боги. Поэтому Антее назвал этот рассказ
пародией на медлительные судебные процессы и волокиту. Один из мелких
божков (из числа судей) оскорбляет Ра, и тот ложится в своем шатре и
дуется, капризничает, пока приход дочери Хатхор (Хатор), представшей
перед ним нагой, не заставил его рассмеяться. Подобные события
затягивают судебный процесс. Исида оскорбляет Сета, и он отказывается
присутствовать на суде, пока там находится Исида. Разбирательство
переносится на остров, куда запрещено перевозить женщин, но Исида
хитростью преодолевает запрет. Решено было завершить спор поединком, для
чего Сет и Гор превращаются в гиппопотамов. Исида поражает копьем Сета,
но тотчас раскаивается, жалея брата, и вылечивает его. За это Гор
обезглавливает мать. Сет его одолевает и вырывает Око. Исида на этот раз
помогает сыну (словно он и не отрубал ей голову). Следующее соревнование
— на ладьях — с помощью Исиды выигрывает Гор. Но окончательное решение
зависит, как выясняется, не от всех этих испытаний, а от мнения Осириса,
который свидетельствует в пользу своего сына Гора.
По мнению этнографа С.А. Токарева: «В этом мифе отражается не только
известное явление природы — борьба злых сил пустыни с плодородием
долины, — но и социальные мотивы: сын Осириса оспаривает его наследие у
брата (семейное начало против родового)». Как видим, эти версии не
столько отрицают, сколько дополняют то объяснение, которое было
предложено Антесом. Ведь даже если данный миф — преимущественно
литературное, а отчасти сатирическое произведение, в нем могли
проявляться самые разные темы. Одна из них, наиболее древняя, связана с
разделением Египта на Верхнее и Нижнее царства.
Фараоны второй династии именовались «Гор и Сет» или «Два сокола».
Согласно этой версии Сет был повелителем Верхнего Египта (где
преобладают пустыни), а Гор — Нижнего. В период Древнего царства Сет
вовсе не был воплощением зла и коварства. Его наделяли доблестью и
силой, ибо ему приписывалось спасе-
ние Ра от чудовищного змея Апопа: находясь на солнечной ладье, Сет
поражал гарпуном этого врага.
Главными священными животными Сета считались осел и свинья («отвращение
для богов»), а также антилопа, жираф.
При нашествии гиксосов Сет приобрел черты отрицательного персонажа,
чуждого нильской долине. Его имя было связано с титулами фараонов XIX
династии и означало «могучий». Постепенно Сет приобретал все более
отчетливые черты злого и коварного бога. Дошло до того, что теперь его
порой отождествляли с Апопом!
Подобные «перевертыши» достаточно характерны для духовной культуры.
Считается, что и те животные, которые первоначально почитались как
священные (отголоски тотемических верований) и мясо которых по этой
причине запрещалось к употреблению, впоследствии превращались в
«грязных», «нечистых», не угодных богам (возможно, в борьбе с архаичными
религиозными пережитками).
Как видим, первоначально боги представлялись подобными людям, им были
присущи противоречивые черты, что естественно для живых персонажей, а не
символов. Со временем, однако, происходило отдаление образов богов от
людей (а также, добавим, и природных стихий). Теперь боги стали жить
своей особенной жизнью, а противоречивые предания о них потребовали
определенной упорядоченности. В результате образ Сета, в частности,
превратился в олицетворение зла, приближаясь к образу библейского
Сатаны.
В этом смысле сознание людей могло отражать процесс постоянно растущего
опустынивания территорий, прилегающих к долине Нила. Это продолжалось
около десяти тысячелетий в связи с деятельностью человека (прежде всего
— выжиганием и вырубанием растительности). Творя пустыни, человек
одновременно творил и образ злого и жестокого божества, которое
воплощало не столько природные, сколько человеческие черты.