Хапи
Однако это не означает, будто у древних египтян он не пользовался особым
уважением и почетом. Причина такого невнимания к Хапи объясняется,
по-видимому, тем, что в распоряжении исследователей находятся почти
исключительно тексты и рисунки, связанные с погребальным культом, а Нил
отождествлялся с земной жизнью.
Ранее, говоря об Осирисе, мы подчеркивали в его образе слияние черт бога
и человека. Кроме того, Осирис являлся владыкой царства мертвых, и в
этом качестве ему сопутствовал покровитель умерших Анубис — бог в образе
шакала или с головой шакала (собаки) Однако нельзя забывать еще об одной
ипостаси Осириса — как умирающего и воскресающего бога. И если Анубис
был его спутником среди мертвых, то среди живых с ним сопоставлялся
божественный Нил
Хапи почитался как бог Нила, даритель влаги, покровитель урожая. Он был
не только могучим природным телом, но и космически божеством,
порождением первозданного Нуна. Центром его культа был район порогов —
ущелье Гебель-Сильсиле и остров Элефантина. Здесь он обычно изображался
человеком с бараньей головой. Однако поклонялись ему и в Верхнем и
Нижнем Египте; их эмблемы — лотос и папирус соответственно — были его
атрибутами.
Наиболее часто Хапи выступал в образе крупного жирного мужчины с большим
животом и женской грудью, с тиарой из папируса на голове и с сосудами,
наполненными водой, в руках.
Отождествлялся он, как это вообще характерно для египетского пантеона, о
другими богами' Амоном, Осирисом, но чаще всего—с Себеком, богом воды и
разливов Нила. Популярность Се-бека была особенно велика в нильской
дельте, кишевшей крокодилами, поэтому этот бог изображался человеком с
крокодильей головой. Правда, порой Себек выступал как божество,
враждебное Ра и Осирису, как представитель темных сил зла. Но подобные
противоречия не беспокоили египтян, умевших отличать мифологические
персонажи от реальных объектов.
В этой связи следует упомянуть еще одного бога — Хнума, считавшегося
хранителем истоков Нила и богом плодородия (бараноголовым). Считалось,
что он обладает властью над человеческой судьбой, и это не удивительно,
если учесть, как много значили для благополучия египтян воды Нила и его
ежегодные разливы, удобряющие поля плодородным илом
О том, что Нил и его ил — залог устойчивости жизни в нильской долине (а
также, добавим, необычайной стабильности египетской цивилизации, которая
не испытала катастрофического истощения почв), египтяне поняли очень
давно. Об этом свидетельствует, в частности, гимн Нилу, фрагменты
которого приводятся ниже:
Слава тебе, Нил, выходящий из земли,
Идущий, чтоб Египет оживить.
Орошающий поля, сотворенный Ра,
Чтобы всех животных оживить.
Наполняющий пустыню, чуждую воде.
Роса его спускается с небес...
Если медлит он, дыханье прерывается
И люди все беднеют.
Если гневен он, беда по всей стране,
Великий и малый беднеют.
А восходит он — и ликует земля,
И все живое в радости.
Спина каждого сотрясается от смеха,
Зуб каждый усиленно жует.
Приносящий хлеба, обильный пищей,
Творящий все прекрасное.
Наполняющий амбары, расширяющий закром,
Заботящийся и о бедняках.
Производящий деревья по желанию любому,
И нет недостатка в них.
Не знают места, откуда он,
И не нашли пещер его в писаниях.
Ликуют тебе юноши и дети твои
И приветствуют тебя как царя.
Постоянный в обычаях,
Выходящий перед югом и севером.
Свет, выходящий из мрака!
Жир для скота его!
Сила это, творящая все,
И нет живущих в неведении его.
В этом гимне Нил предстает не столько в обличий божества, сколько
великим творением природы (кстати, река эта — самая протяженная в мире).
За некоторыми поэтическими оборотами скрываются ссылки на природные
явления. Так, выражение «если медлит он» означает задержку разлива Нила,
а гнев Нила связан не с мощными его разливами, как можно было бы
предположить, а напротив, с невысоким подъемом воды, что воспринималось
как наказание людям.
Когда разлив Нила уподобляется восходу Солнца, река обретает сходство с
животворным небесным светилом. Совершенно справедливо восхваляется
«постоянство в обычаях» Нила (его разливов) и то, что благодаря этому
для скота имеется обильное питание.
Особого внимания заслуживает ссылка на обилие деревьев. По всей
вероятности, в те времена долина Нила не была скудна рощами, а то и
лесными массивами. С развитием судоходства, а затем и монументального
строительства леса в долине Нила стали исчезать, а вместе с тем началось
наступление пустынь. И только регулярные разливы Нила спасли египетскую
цивилизацию от поглощения Сахарой, как это было с доисторическими
культурами того гигантского региона, который ныне является величайшей
пустыней мира.