СВАРОГ
Так именовался бог огня, огненной стихии.
Поклоняясь земному воплощению огня, называли его Сварожичем; ему
молились, приносили жертвы.
В Ипатьевской летописи (начало XII в.) сказано: «...Сего ради прозваша и
бог Сварог... и по семь царствова сын его именем Солнце, его же наричают
Дажьбог... Солнце цар сын Сварогов...»
Принято считать, что Сварог олицетворяет дух огня вообще, тогда как
небесное воплощение огня представляется в образе Дажьбога. Но и тут не
все так просто. Можно вспомнить, что в индийской мифологии Сварга — это
светлый рай небесный (или просто небо). Так что в этой связи отцом
Солнца могли считать светлый небосвод — Сваргу — и его мифического
хранителя Сварожича.
В древнерусских текстах встречается сопоставление Сварога с греческим
богом-кузнецом Гефестом. Но по обоснованному мнению Б.А. Рыбакова: «Сварог
— несомненно небесное божество и более всеобъемлющее, чем греческий
Гефест...» В другом месте он уточняет: «Огонь связывает кузнецов со
Сварогом, но сам Сварог не кузнец; при нем только упали небесные клещи,
необходимые кузнецам. Сварог скорее божественный культурный герой,
открывший людям железо и учредивший семейные порядки».
Как считает этот ученый, можно установить мифологическую периодизацию
истории славян, где после первобытной эпохи наступает «эра Сварога»,
когда началась обработка металла и была установлена моногамная семья.
Последующая «эра Дажьбога», согласно этой гипотезе, знаменовала
установление государственности, царской власти.
Все это, безусловно, не только интересно, но и правдоподобно. К
сожалению, слишком мало фактического материала, чтобы принять такую
версию безоговорочно.
В связи с почитанием славянами небесных стихий, следует упомянуть еще
одно божество — Стрибога. О нем известно совсем немного. Идол его был
установлен в Киеве князем Владимиром, но это еще не означает, будто этот
бог был общеславянским или почитался всеми русскими. Некоторые авторы
считают его одним из главных славянских богов, хотя в подтверждение
этого не приводится убедительных свидетельств. Известно, что в «Слове о
полку Игореве» ветры названы Стрибожьими внуками, а несут они дары
необычные: стрелы, а веют со стороны моря
В некоторых древнерусских текстах Стрибог упоминается совместно с
Дажьбогом, что позволяет считать его тоже подателем благ, богатств. Но
при чем тогда тут стрелоносные ветры? И почему эти ветры — внуки
Стрибога, а не дети9 А если у него был сын — отец ветров, то почему о
нем нигде ничего не сказано?..
Остается только разделить мнение Б.А. Рыбакова: «Стрибог остается в
значительной мере неразъясненным».
Именно его изображали в древности как крылатого пса — охранителя посевов
от диких животных, да и от домашнего скота тоже.
Предполагается, что как покровитель растительности и плодородия Симаргл
был заимствован восточными славянам у скифов-пахарей (так их называл
Геродот), если только они сами не были представителями этих
земледельческих племен.
Впрочем, и в этом случае окончательного решения проблема бога Симаргла
не имеет, как это приходится говорить по поводу большинства языческих
богов восточных славян.