ДАЖЬБОГ
Переводить имя этого бога вроде бы нет
никакого смысла: для русского человека оно звучит привычно и понятно,
соответствуя часто повторяемому: «Дай Бог!». Но как полагают
исследователи, «бог» в имени языческого божества производное от
древнеиндийского «бхага», означающего «богатство». Таким образом можно
предполагать, что Дажьбог почитался, во всяком случае в далекой
древности, как податель богатства.
В «Слове о полку Игореве» дважды говорится о русских как о Дажьбожьих
внуках. С каких пор его стали считать прародителем русских? Скорее
всего, сравнительно поздно. Ведь и собирательное понятие «русский»
достаточно широко распространилось менее двух тысячелетий назад.
С другой стороны, Дажьбог называется сыном Сварога, бога огня. Исходя из
этого, логично предположить, что у славян, предков русских
(русов-росов), первоначально почитался огненный Сварог. Почему он
уступил свое верховное положение сыну? Ответа на этот вопрос
исторические источники не дают.
Впрочем, предлагается такая версия: Дажьбог — один из древнейших
славянских богов, олицетворяющий Солнце и Вселенную, сын Перуна и
русалки Роси, победитель Белеса и Кощея, супруг Златогорки, Марены,
Живы, прародитель русского народа. Так сказано в одном из наиболее
спорных текстов, который едва ли не все авторитетные специалисты считают
подделкой. Это — «Велесовая книга», фрагменты которой были обнаружены в
начале XX века: деревянные дощечки, на которых руническими знаками были
выцарапаны буквы, сочетающие глаголицу с византийским алфавитом и
скандинавским руническим письмом. Во время Второй мировой войны
оригиналы пропали, но остались переводы Ю.П. Миролюбова.
В принципе, нет ничего невероятного в том, что в период искоренения
языческой веры были уничтожены ценнейшие документы по русской мифологии
(тем более что рукописи на дереве прекрасно горят). Однако нет
достоверных сведений даже о существовании древнерусской рунической
письменности и не обнаружено ни одного соответствующего памятника или
фрагмента, если не считать «Велесовой книги».
Тем не менее есть основания считать, что Дажьбог связан с почитанием
славянами Солнца и его победа над Белесом весьма правдоподобна, а
упоминание русалки Роси имеет' отношение к происхождению русского народа
(существуют две реки с одним именем Рось — приток Немана и приток Днепра
— пространство между которыми вполне может быть прародиной росов). И
все-таки это еще ни в коей мере не доказывает подлинность «Велесовой
книги», автор которой, кем бы он ни был, основательно знал русскую
мифологию.
Ипатьевская летопись упоминает о боге «именем Солнце, его. же нарицают
Дажьбог. Солнце же царь... еже есть Дажьбог». С именем этого божества
связывали блага, которые дарованы людям свыше — солнечные свет и тепло.
(Другое солярное божество — Хоре — бытовало на Руси как иноземное, его
называли «жидовином», хотя его происхождение было, по-видимому, не
хазарским, а иранским и означало оно «сияющее Солнце»; почиталось
дружинниками князя Владимира.)