ВЕЛЕС (ВОЛОС)
В летописи его называют «скотием богом». Имя
его тоже указывает на это. Одновременно он был покровителем достатка,
богатства, которое традиционно связывалось с количеством скота. Как
отметил Б.А. Рыбаков, вплоть до Средневековья на Руси слово «скот»
означало и домашних животных, и имущество; «скотолюбие было синонимом
корыстолюбия, «скотником» называли финансового чиновника, посредника
между посадником и старостой, а «скотницей» — казну.
Может показаться странным, что когда киевский князь Владимир пожелал
идеологически объединить своих подданных, он приказал водрузить в
столице идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Макоши, но
по какой-то причине не включил в тот ряд Белеса. Чем можно объяснить
такую «забывчивость»? Неужели к этому времени (980 г.) он стал занимать
второстепенное место в славянском пантеоне?
В 907 году, по свидетельству летописца, в Византии русские «кляшаси.
оружьем своим и Перуном богом своим и Волосом скотием богом». То же
повторилось в 971 году: «Да имеем клятву от бога, в него же веруем и от
Перуна и от Волоса скотия бога». Безусловно, за несколько лет
общественное сознание в ту эпоху не могло столь резко измениться, чтобы
оказался забытым бог, который до этого стоял рядом с самим Перуном.
Представляется вполне правдоподобным объяснение, предложенное Рыбаковым:
«Единственный допустимый вывод о различии между Перуном и Волосом по
этим выпискам из договоров с греками тот, что в составе русских
посольств 907 и 971 гг. были как дружинники, клявшиеся грозным Перуном,
как и купцы, дававшие клятву своему богу богатства Волосу Ни о каком
противопоставлении двух богов нет и речи».
Так-то оно так, но почему-то упомянуты два бога, а не один, тем более
что князь Владимир не счел нужным воздать должное Велесу, хотя и выделил
менее значимых божеств. По-видимому, в те времена уже обозначился
существенный отрыв княжеского двора, дружинников (среди которых было
много наемников-варягов, чьи покровители и оказались, пожалуй, среди
идолов, установленных на вершине холма) от прочего люда, включая купцов.
В народе почитали главным образом Велеса; его идол стоял в нижней части
Киева, и уже этим своим положением в определенной степени
противопоставлялся воинственному Перуну и его «дружинным» богам.
Подобное географическое разделение двух богов отражало еще одно их
различие: Перун царствовал вверху, в небесах, тогда как Велес оставался
божеством сугубо земным и даже отчасти подземным: ведь ему в жертву
приносили животных при погребальном обряде. В мифологии балтийских
племен Вело превратился в бога царства мертвых.
Литовское божество Велняс тоже может называться «скотием» и даже
изображалось с рогами и копытами. Но в отличие от Велеса, Велняс
представлен существом вредным, похищающим стада у Перкунаса, который
вынужден отбивать их у него. Тут все вроде бы перевернуто, поставлено с
ног на голову. Возникает вопрос: откуда могли появиться у воинственного
Перкунаса (Перуна) стада? По-видимому, они были захвачены в качестве
добычи или присвоены, когда этот бог стал главенствовать как князь. Вот
и приходится Велнясу (Велесу) угонять отобранные стада обратно, за что
его и наказывает верховный властитель.
Не исключено, что в придании Велесу черт «отрицательного героя»,
противопоставленного сиятельному небесному Перуну, сыграло свою роль
христианство. В Евангелии Христу противостоит Велиар — демон небытия и
разрушения (литовцы называли Велняса еще и Велинасом). Однако у
восточных славян такое сопоставление не пользовалось популярностью, и
Велес оставался в народных верованиях покровителем скота, а значит,
символом благополучия, зажиточной жизни, достатка.
Интересна и плодотворна гипотеза, связывающая культ Велеса-Волоса с
почитанием лесного мохнатого великана медведя. Будем иметь в виду, что
«медведь» — не подлинное имя зверя, а его характеристика как «мёд
ведающего»; называли его еще и «хозяином», а также, по-видимому,
«волосом» (волохатым, косматым), связывая с его мохнатой шкурой
представление о звериной силе и власти над животными.
«Намечается следующая эволюция образа Волоса, — пишет Б.А Рыбаков, —
первоначально, в охотничьем неолитическом обществе (когда культ медведя
уже частично оттеснил лосих-рожаниц), Волос мог быть хозяином леса,
божеством охотничьей добычи, выступавшим в медвежьем обличье. Возможно,
что само имя его было лишь нарицательным иносказанием, вызванным табу на
подлинное имя...»
Действительно, обожествленного медведя первобытные охотники не называли
по имени, чтобы не потревожить его, а предпочитали намекать на него, а
потому Волос вполне для этого подходил (да и Велес намекает на великого
бога леса, если только такую догадку можно принимать всерьез).
«Поскольку скотоводство развилось из охоты, из отлова и выращивания
дикого молодняка, то при переходе к скотоводству хозяин леса и
повелитель лесного зверья мог быть переосмыслен в покровителя домашнего
зверья, стал «скотьим богом» в прямом смысле слова», — пишет Рыбаков.
Высказано предположение, что и волхвы, языческие ведуны, и колдуны, тоже
изначально воспринимались как «волохатые», волосатые, потому что
совершали шаманские ритуалы, надевали медвежью шкуру или маску, как бы
оборачиваясь в Волоса. Популярность в народе волхвов могла стать
дополнительным стимулом к сохранению культа Волоса-Белеса.
С принятием и распространением христианства созвучие имен языческого
бога и святого Власия Севастийского привело к тому, что на местах капищ,
где поклонялись Велесу, стали возводиться церкви Св. Власия, которого в
соответствии с древней традицией теперь считали покровителем
скотоводства.
День этого святого (24 февраля) называли «коровьим» или «воловьим»
праздником; скотину поили крещеной водой и кормили хлебом, приговаривая:
«Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков».
В «Слове о полку Игореве» сказитель Боян назван внуком Велеса. Возможно,
почитался Велес-Волос на Руси как божество, хранящее предания далекой
древности, покровитель волхвов и ведунов, обладающих не только знаниями,
но и поэтическим даром.