ПЕРУН
Громовержец, повелитель грома и молнии,
небесный бог, власть которого простирается и на землю — таков Перун.
Византийский историк VI века Прокопий Кессарийский писал, имея в виду
славянский пантеон: «Считают, что один из богов — создатель молнии —
...есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких
животных». Ссылаясь на это свидетельство, Е.Е. Левкиевская сделала
вывод, что «культы отдельных, не связанных между собой богов к этому
времени начали складываться в общеславянскую религиозную систему,
центром ее становится Перун».
Правда, не исключено, что Прокопий знал лишь об одном славянском племени
или о немногих, да к тому же хотел показать, что даже у язычников
существует нечто подобное единобожию, поставив на роль «единого владыки
всего» небесное божество в соответствии с христианским каноном. Самое
главное, что у византийского автора были определенные основания
выделить, скажем так, одного из великих богов древних славян.
Если Род был божеством родным, близким, связывающим воедино разные
поколения и народ, а также окружающую природную среду, то Перун пребывал
высоко в небесах. Оттуда он то благосклонно смотрел на дела людей, то в
гневе громогласно гремел и грозил молниями. Хотя порой считалось, что
удар молнии — не божья кара, а божья благодать, дарованная избранным.
Считалось, что Перун мечет на землю громовые стрелы. Действительно, в
земле или в речных наносах встречались гладкие заостренные на одном
конце камни, подобные наконечникам стрел. Объяснить их происхождение
удалось много позже, когда оформились геологические науки. Оказалось,
что большинство «громовых стрел» Перуна — это окаменевшие ростры
беспозвоночных животных белемнитов, обитавших в давно исчезнувших морях.
Принято считать, что Перун был богом воинственных князей знати,
дружинников. Но скорее всего он стал таковым со временем, по мере того,
как крепла княжеская власть и все определеннее отдалялась от народа. На
такую мысль наводит одно немаловажное обстоятельство: мы не знаем мифов
о военных подвигах, сражениях и победах (или поражениях) Перуна. Он
остается фигурой статичной, символической и более приближенной к
природным стихиям, чем к социальным Вспомним скандинавского Тора или
Одина, Зевса и тому подобных богов других народов. Они ведут себя
действительно как цари или князья, могучие воины, активно участвуют в
жизни богов и людей. О Перуне этого сказать нельзя. Будь он долгое время
богом-покровителем дружинников и их предводителей, о нем наверняка было
бы сложено немало мифов, отражающих образ не только грозного, но и
воинственного победоносного божества.
Правда, известны легенды, в которых Перун проявляет активность, но
опять-таки как олицетворение природной стихии: Он повергает сатану, бьет
чертей, более напоминая Илью-про-
379
рока, которого стали с ним отождествлять, соединяя традиционное
язычество с нововведенным христианством.
Из летописей известно, что идолы Перуна устанавливали князья, но это не
исключает того, что их ставили и поклонялись им, например, земледельцы.
Даже вполне логично предположить, что крестьяне должны были поклоняться
верховному небесному божеству, насылающему дожди и грозы, от которого
зависит урожай.
Но об этом летописи умалчивают, потому что их авторы повествовали прежде
всего о делах княжеских и военных. Согласно Лаврентьеве кой летописи, в
907 году русские, договариваясь с византийцами, «клялись оружием своим и
Перуном богом своим». Из этого с одинаковым основанием можно заключить,
что Перун был либо верховным божеством всех русских, либо только
покровителем дружинников и князей. Первая версия, пожалуй, более
вероятна.
В Новгороде незадолго до крещения Руси дядя князя Владимира Киевского
Добрыня установил в специальном святилище идол Перуна. Однако вскоре по
повелению Владимира идолы в Киеве, Новгороде и в других местах были
низвергнуты. Активное участие в этом принимали дружинники. Говорят,
когда идол Перуна плыл по Волхову, кто-то сказал: «Досыта ел и пил, а
ныне плыви прочь!» Стало быть, жертвы Перуну приносили разные люди; был
он почитаемым богом в народе, а не только у знати. Ведь и Владимир
Красное Солнышко, и Добрыня стали легендарными героями, об их деяниях
слагались песни, а вот Перуну на этот счет не повезло. В народной памяти
он не был воителем, оставаясь прежде всего воплощением природной стихии.
Почему? Потому что мифология, помимо всего прочего, отражает важные
черты национального характера данного народа.