РУСЬ
Сведения по мифологии Древней Руси, или, точнее говоря, восточного
славянства, очень скудны. Когда наш великий энциклопедист М.В. Ломоносов
попытался привести эти сведения в единую систему, то вынужден был с
огорчением отметить: «Мы бы имели много басней, как греки, если бы науки
в идолопоклонстве у славян были».
Действительно, до принятия христианства тысячу лет назад на Руси
практически отсутствовала письменность, а интерес других народов к
русским мифам был минимален. Но ведь и у германских народов положение
было немногим лучше, однако они все-таки сумели воссоздать многие свои
мифы уже во времена принятия христианства. В Древней Руси таких
собирателей и хранителей «языческих» сказаний и верований не нашлось.
Центрами письменной культуры на Руси были почти исключительно монастыри,
да и летописцы были из монахов. Православная церковь старалась
искоренять языческие суеверия, упоминая об их сути редко и только
критически. Имена и деяния великих дохристианских богов были вытравлены
из сознания народа. Правда, этим не были поколеблены всерьез суеверия:
разнообразные предрассудки сохранялись и множились, а из прежних богов
сохранялись в народной памяти только самые скверные и нечистые,
связанные с опасными духами природы или ночными страхами: кикиморы,
ведьмы, черти, водяные, лешие, русалки, домовые...
Остается открытым вопрос: а были ли у разных славянских племен — пусть
даже исторически, географически и культурно родственных, как восточные
славяне — общие боги. На примере других народов можно предположить, что
таковых не было.
Из богов, которых есть некоторые основания считать общими для восточных
славян, обычно называют двух: Перуна и Ве-леса (Волоса). Первый наиболее
почитался знатью, князьями и дружинниками, а второй — простым людом,
занятым преимущественно сельским хозяйством, охотой, собирательством,
рыболовством.
Славянские племена, обитавшее в Южной и Юго-Восточной Прибалтике, веками
контактировали с германскими племенами и принимали участие в походах
викингов. Тем не менее германская мифология и славянская различны и
практически не имеют между собой ничего общего. Объяснение этому
феномену требовало бы обстоятельного исследования. Но для наших целей и
без претензий на обладание истиной хотелось бы сослаться на выдающегося
немецкого мыслителя Иоганна Ротфрида Гердера. В «Идеях к философии
истории человечества» он писал, что германцы отличаются «ростом и
телесной силой, предприимчивостью, смелостью и выносливостью на войне,
героическим духом, способностью подчиняться приказу, следовать за
вождями, куда бы они ни повели, и разделять покоренные земли между собой
как добычу... Начиная с Черного моря и по всей Европе немцы наводили
ужас...»
Согласимся, что история Германии XIX и первой половины XX века
подтвердила правильность такой, пусть и слишком обобщенной, схематичной
характеристики.
Как верно отметил Гердер, «славянские народы занимают на земле больше
места, чем в истории... Несмотря на совершенные ими подвиги, славяне
никогда не были народом воинственным, искателями приключений, как
немцы... Повсюду славяне оседали на землях, оставленных другими
народами, — торговцы, земледельцы и пастухи, они обрабатывали землю и
пользовались ею; ...их спокойное бесшумное существование было
благодатным для земель, на которых они селились. Они любили земледелие,
любили разводить скот и выращивать хлеб, знали многие домашние ремесла и
повсюду открывали полезную торговлю изделиями своей страны...»
Пусть кому-то покажется такая характеристика слишком лестной, сильно
преувеличивающей достоинства славян и пренебрегающей их недостатками. Но
Гердер упомянул и об отрицатель-
ных чертах славян, которые, по его мнению, сильно пострадали не только
от ордынского нашествия, но и от германцев: «Не удивительно ли, если бы
после стольких столетий порабощения эта нация, до крайности ожесточенная
против своих христианских господ и грабителей, не переменила свой мягкий
характер на коварную и жестокую леность раба?.. Несчастье этого народа
заключалось в том, что при своей любви к покою и домашнему усердию он не
мог установить долговечного военного строя, хотя у него и не было
недостатка в мужестве в минуты бурного сопротивления».
Даже в славные времена Киевской Руси восточнославянские племена не
обрели единства, и это обстоятельство препятствовало созданию общего
пантеона богов. Судя по «Повести временных лет» серьезную попытку
вьщелить главных славянских богов (по-видимому, с политическими целями
укрепления духовного единства народа) предпринял в 980 году князь
Владимир:
«И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне
двора теремного. Перуна деревянного, а голову его серебряную, а ус
золотой, и Хорса Дажьбога, и Стри-бога, и Симаргла, и Мокошь и приносил
им жертвы, называя их богами...»
Судя по всему, эта попытка создать нечто подобное государственной
религиозной системы потерпела полный провал, главной причиной которого
было отсутствие в народе общепринятой классификации главных божеств; у
каждого племени, а то и у каждого рода были на этот счет свои
соображения и традиционные верования. Не потому ли Владимир всего лишь
через 8 лет счел необходимым ввести на Руси христианство?
Но если Единый Бог заменил на Руси многих богов, то всяческая нечисть
продолжала (отчасти и продолжает) существовать. Без малого через 550 лет
после принятия христианства нового-родский архиепископ Макарий писал
Ивану IV Грозному, что идолопоклонство сохраняется во многих русских
местах: «Суть же скверные мольбища их: лес и камни и реки и болота,
источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды и озера... всей твари
поклоняются яко богу и чтут и жертву приносят кровную бесам — волов и
овец и всякий скот и птицу...»
Исследователям начиная с XVIII века приходилось восстанавливать
восточнославянскую мифологию по отрывочным пересказам, критическим
замечаниям христианских авторов и сохранившимся в народе преданиям,
большинство из которых носило отпечаток христианских верований, порой
очень искаженных. Вот почему до сих пор так и не удалось выработать
сколько-нибудь обоснованных и общепринятых представлений даже о том,
каких богов чтили восточные славяне как великих и главных. Также
затруднительно восстановить космогонические представления, бытовавшие на
Руси до принятия христианства.
В фольклорном сборнике «Стихи о Голубиной книге» о происхождении
мироздания рассказано в стиле древнего мифа, но с явным влиянием Библии:
«Наш белый свет взялся от Бога, красно солнце — с лица Божьего, свет
луна — с груди его, белые зори — из очей Божьих, ясны звезды — с одежд
его, буйны ветры — от Духа Святого, мир Божий — от Адама, крепкие кости
взяты из камня, тело наше — из сырой земли».
В целом такое миротворение заставляет вспомнить скандинавский миф о
сотворении мира из тела исполина вселенского — Имира, а также индийскую
версию о первосуществе Пуруше. Не обязательно предполагать, что сходство
этих трех космогонических мифов свидетельствует о едином древнейшем
первоисточнике времен индоевропейского единства. Вполне возможно, что
представители разных племен, жившие в разные века, независимо приходили
к сходным идеям, как это бывает и в истории философии, науки, техники.
Нетрудно заметить, что в приведенном выше фрагменте отголоски
христианства явно вторичны и подчас даже кощунственны, еретичны. Здесь
Бог творит мир не Словом, а вполне материалистично, приземленно; Дух
Святой трактуется как дыхание или дуновение воздуха... Но каким был
первоначальный русский миф о создании мира, да и был ли он вообще —
остается только догадываться.
Известны апокрифы и легенды, где в творении земной тверди и человека
принимают участие Бог и Сатана как представители светлых и темных сил,
но действуют они сообща, хотя и при господстве Бога. Изначально,
согласно этим версиям, вода и земля оставались едиными, нераздельными
или же все пространство было покрыто чем-то подобным всемирному океану.
Ходили-ходили Бог и Сатана по воде, утомились, захотели отдохнуть, а
нигде места сухого нет. Бог приказал Сатане нырнуть и достать со дна
моря земли во имя Господа. Но Сатана, нырнув, захватил землю во имя
собственное, и дважды так и не смог ничего достать. Только на третий
раз, исполнив все так, как повелел Бог, он вытащил землю.
В некоторых вариантах подобной легенды действует не Сатана, а морская
птица (сходные мифы бытовали в Сибири, а также у индейцев Северной
Америки).
В сотворении человека тоже, согласно дуалистическим поверьям, принимали
участие Бог и Сатана. Подобные представления находили массу сторонников
потому, что доходчиво объясняли существование в природе мест гиблых или
опасных, а в человеке — пороков и болезней.
Очень характерно, что исследователям так и не удалось выяснить, какими
были взаимоотношения между божествами древних славян, принимали или нет
эти божества участие в сотворении и благоустройстве мира, каким
предполагалось их происхождение, каким образом взаимодействовали между
собой разные поколения богов... Увы, слишком многое в русской мифологии
приходится предполагать и домысливать.
Нередко славянских богов разделяют на высших и низших. К первым
относятся, например, Перун, Сварог, Дажьбог, а ко вторым — Чур, Ярило.
Однако правильнее было бы говорить о богах преимущественно народных, а
не низких, которые дополняются или замещаются богами «господскими»,
которым поклонялись прежде всего высшие слои общества и которые во
многом связаны с появлением князей со своими «дружинами хоробрыми».
О народных богах сохранились лишь смутные предания, косвенные сведения.
Вот что писал С.А. Токарев об одном из таких богов — Чуре (Щуре):
«Очень вероятно, что это был почитаемый предок-родоначальник. Культ его
прямо не засвидетельствован, но сохранились убедительные следы его в
славянских языках. Восклицания «Чур!», «Чур меня!», «Чур, это мое!»
означали, видимо, заклинание, призывание Чура на помощь... Глагол
«чураться» — держаться в стороне, то есть как бы ограждаться Чуром. И
слово «чересчур» явно происходит от понятия о Чуре, как бы охраняющем
какие-то рубежи, границы родовой земли, вероятно. Что Чур-Щур был именно
предок — видно из слова «пращур», прапредок. Быть может, изображения
Чура делались из дерева, на что намекает русское слово «чурка» — обрубок
дерева».
Другое древнее славянское божество — Ярила (Ярило) связано с культом
плодородия и сексуальной мощи. По Владимиру Далю, от Ярилы «ярится земля
и все живое». Ему посвящались весьма разнузданные весенние игрища и
празднества.
В одной из старинных песен-заклинаний прославляется это божество:
«Волочился Ярила по всему свету, полю жито родил, людям детей плодил. А
где он ногою, там жито копною, а куда он взглянет, там колос зацветает».
На этого божка намекает и не вполне пристойная, на первый взгляд,
загадка, имеющая в виду помело: «Выбежал Ярилко из-за печного столба,
'начал бабу ярить, только палка стучит». Считается, что со временем
некоторые функции Ярилы перешли к Перуну, несмотря на воинственность
последнего. Такое объединение олицетворял у балтийских славян бог войны
и плодородия Яровит.
Предполагается, что некогда существовала пара богов (по принципу
близнечных божеств у разных народов): Белобог и Чернобог. С первым
связывали добро, пользу, нечто хорошее, удачу, а со вторым — напротив,
беду, несчастье. У белорусов известен мифологический персонаж Белуна —
податель достатка, богатства. Однако до сих пор остается спорным вопрос
о том, существовал ли в действительности культ Белобога и Чер-нобога.
Более очевидно, что в далекой древности особо почитались три природные
стихии: огонь, вода, земля (античные философы, а затем и средневековые
алхимики добавляли к ним еще воздух, считая эту четверку основой
мироздания). Огонь выступал в двух ипостасях. Прежде всего, как
животворная сила, связанная с солнечным теплом и светом, дарующая жизнь,
очищающая от скверны. А образ опасного, вредоносного огня олицетворял
многоглавый огнедышащий Змей-Горыныч, у которого взамен одной отсеченной
головы тотчас вырастает другая.
Землю славяне любовно называли матушкой, почитали ее. Родимую землицу
брали с собой в дальние путешествия, а клятва землей считалась самой
верной и нередко сопровождалась обрядом поедания земли. Поклонение земле
как матери рода человеческого — проявление не только поэтического (о
котором превосходно писал А.Н. Афанасьев в работе «Поэтические воззрения
славян на природу»), но и философского осмысления окружающего мира.
Вспомним, как один из наиболее ярких философов эпохи Возрождения
Джордано Бруно называл себя сыном матери-земли и отца-солнца.
В мифологии славян проявилась общая закономерность: образы первых,
наиболее загадочных и во многом забытых богов непосредственно связаны с
почитанием предков и природных стихий. По мере изменения окружающей
природы под влиянием преобразующей деятельности человека, на первый план
начинают выходить образы и проблемы, определяемые социальным укладом,
особенностями человеческой личности и отношений между людьми,
...Все это остается в далеком прошлом. Казалось бы, какое нам дело до
подобных древностей, да еще не материальных, а духовных? Кто-то уверен,
что как представитель современной технической цивилизации он находится
на вершине интеллектуального развития человечества и может с презрением
и досадой посматривать на своих отдаленнейших предков.
Однако с крушением и расчленением СССР в новой России возродились самые
застарелые, примитивные, убогие, нелепые суеверия прошлого, дополненные
наукоподобными предрассудками астрологии и прочих разновидностей
оккультизма. Колдуны, шаманы, ведьмы, знахари и знахарки, изгоняющие
бесов, заклинатели — вот кто пользуются теперь популярностью. Это не
великие боги язычества, а исчадия тьмы и невежества.