Локи
В Эдде имя этого аса упоминается не на много
реже, чем имя Одина. Однако исследователи не зарегистрировали следов
культа Локи у древних германцев, и даже неясно, как среди асов оказался
этот сын великана Фарбаути. Известно только, что он был связан с Одином
обрядом кровного братства, но почему, при каких обстоятельствах это
произошло, остается тайной. (В процессе этого обряда надлежало надрезать
себе руки, смешать кровь, налить в рог с медом или пивом, который
осушали пополам; скрепленное таким образом братство считалось более
крепким, чем семейные узы.)
Локи — фигура противоречивая, многоплановая. Попытки некоторых ученых
определить его принадлежность к какой-либо стихии или какому-то
человеческому качеству трудно назвать убедительными. «Что такое Локи? —
писал М.И. Стеблин-Каменский. — Бог огня, или воды, или смерти, или
растительности и т.п. (как его раньше толковали), или он (его последнее
толкование) — ум без чувства ответственности? Решение подобных мнимых
загадок до сих пор считается задачей науки».
Действительно, этот сложный образ представляет собой личность, а не
символ. Учитывая его склонность строить всяческие козни, враждовать с
богами и насмехаться над ними, есть основание считать его воплощением
зла, темным пятном в светлом Асгарде. Тем более что именно Локи явился
подлинным убийцей прекрасного и добродетельного Бальдра, подсунув
слепому Хёду вместо дротика ветку омелы — единственное на свете оружие,
способное убить Бальдра. Более того, тот же Локи помешал богам вернуть
Бальдра из царства мертвых.
И все-таки сопоставлять Локи с силами зла, в виде некоего скандинавского
(исландского) воплощения падшего
ангела, Люцифера, было бы явным упрощением. Прежде всего, древние
германцы были достаточно далеки от христианских
нравственных категорий и стремления резко разграничивать добро и зло.
Абсолютные моральные критерии были им чужды, как всякие абстракции
вообще. У них даже повелитель богов Один не совершенен. На пиру богов
Локи бросает ему в лицо:
Один, молчи! Ты часто нечестно Жребий решаешь в сраженьях мужей. Не раз
ты дарил не тому, кому надо, — Трусу победу дарил.
Один не опровергает этих слов, и в ответ обличает Локи по принципу «сам
ты — нехороший»:
Если и правда, что трусу не раз я
В битве победу дарил, — То ты восемь зим был во мраке подземном; Там,
как служанка, доил ты коров;
Даже детей ты родил тогда,
В женском обличьи являясь.
Можно только изумиться способностям Локи: он ухитрился жить в царстве
мертвых, да еще превратиться в женщину (а не просто исполнять ее роль) и
рожать детей. Это вряд ли более позорно для мужчины, чем исполнять
женские обязанности, как было с Одином, который, по словам Локи, некогда
«колдовал, словно ведьма... В женском обличьи являясь».
Таким образом, каждый из богов (если не считать Бальдра) — не без греха,
что и подчеркивает Локи на пиру, обличая каждого из присутствующих,
включая женщин. Впрочем, и понятие греха у древних германцев если не
отсутствует вовсе, то является относительным, естественно присущим не
только людям, но и богам.
И еще одна особенность их мировоззрения: вера в судьбу. То, что Один
дарует порой победу не лучшему воину, свидетельствует о том, что его
могущество не безгранично и он вынужден отступить перед предначертаниями
судьбы. Верховному богу даже суждено погибнуть в конце мира богов, и
проглотит его чудовищный волк Фенрир, отец которого именно Локи, а мать
— исполинша Ангрбода. У этой четы родились еще владычица царства мертвых
Хель и мировой змей Ёрмунгард.
Если эти дети Локи унаследовали какие-то его качества, то образ этого
бога обретает особое величие. Превратившись в кобылу, он ухитрился
соблазнить жеребца, помогавшего великану строить Асгард, родив чудесного
восьминогого коня для Одина. Кстати, этот поступок Локи был, можно
сказать, жертвенным во благо богов. Дело в том, что великан обещал
полностью выстроить Асгард (город асов) за кратчайший срок — полтора
года (как видим, сами асы то ли не умели, то ли не желали заниматься
строительством). В награду он запросил Солнце, Луну и прекрасную Фрейю.
Боги вынуждены были согласиться. И тогда хитроумный Локи сумел отвлечь
от работы жеребца великана, что ему и удалось, в результате чего Асгард
остался незавершенным в назначенный срок, что и спасло Солнце, Луну и
Фрейю.
Локи часто сопровождает богов в их странствиях и приключениях, он легко
превращается в разных существ и без зазрений совести творит злые дела,
хотя едва ли не менее часто совершает благие поступки или исправляет
причиненные им ранее неприятности, нанесенный ущерб. О некоторых его
делах мы упоминали раньше при характеристике других богов. Упомянем еще,
что ему приписывают изобретение сети, с помощью которой он выловил
карлика Андвари, плававшего в облике щуки. Карлика заставили отдать его
золото; среди сокровищ было кольцо, на которое карлик наложил проклятье.
С той поры это золото приносило несчастье всем своим владельцам (эта
тема была обыграна в легенде о кладе Нибелунгов)
Итак, нет никаких оснований считать Локи злым духом. Он скорее
воплощение бурной деятельности, хитрости, изворотливости,
проницательности (он знает многое из того, что неведомо асам),
изобретательности, аморальности и в то же время совестливости. Последнее
утверждение может показаться странным, если учесть ряд бессовестных
поступков Локи (он срезал золотые волосы у супруги Тора Сив; украл,
обернувшись блохой, волшебное ожерелье Фрейи; отдал Идунн во власть
великана Тьяцци, едва не оставив богов без омолаживающих яблок; ради
собственного спасения заманил к великанам Тора, безоружного, без молота
и Пояса Силы. Тем не менее он иногда выручает асов из беды, помогает
вернуть молот Тора, возвращает Идунн, заставляет кузнецов-цвергов
изготовить из чистого золота новые волосы для Сив. Но главное не это
Локи имеет не только наглость, но и смелость обличать богов.
В повествовании о перебранке Локи с богами (Старшая Эдда) выясняется,
что они слишком часто ведут себя предосудительно или даже позорно.
Только Локи осмеливается сказать им об этом в глаза. К сожалению, делает
он это не из чистых побуждений, а напившись браги и злословя. Тем не
менее упреки и обвинения его по большей части справедливы.
На пиру богов Локи убивает одного из слуг хозяина, которого похвалили
гости Возмущенные боги прогнали Локи в лес, однако он возвращается и
выясняет, что боги славят собственные дела, хвалятся отвагой и победами.
Из чувства противоречия (и справедливости?) Локи снова садится за стол,
чтобы досадить гостям, напомнить им об их не славных делах и «желчью
приправить их праздничный мёд» (ведь не только люди стараются забывать о
своих постыдных поступках). Одна из богинь замечает:
Давно мы все знаем, что Локи насмешник, Ругатель и враг всех богов
Насмешник и ругатель — да, но враг далеко не всегда, нередко бывает и
другом. Обличая других, Локи честно признается, что по его вине погиб
Бальдр (и говорит это его матери), что он соблазнял чужих жен. Порой он
напоминает пьяного, у которого что на уме, то и на языке. Пожалуй, он
хуже всех богов или, во всяком случае, желает казаться таким из чувства
противоречия и протеста против их самовосхвалений
Локи не боится наказания за свои обличения, злоязычие и саморазоблачения
Он доверяется судьбе и знает, что ему уготована страшная казнь. Вот как
завершается песнь «Перебранка Локи»:
«Локи скрылся, приняв облик лосося, в водопаде Франангр. Там боги
изловили его. Он был связан при помощи кишок его сына Нарни (убитого
богами); а его сын Вали превращен был в волка. Скади взяла ядовитую змею
и прикрепила ее над головою Локи, так что яд (из змеиной пасти) падал
ему на лицо. Сигин, жена Локи, села возле него и подставляла чашу под
падавший яд. Когда чаша наполнялась, она выливала ее содержимое, и яд в
это время падал на Локи. Тогда он бился так сильно, что горы дрожали. И
это было названо землетрясением».
Оставим в стороне наивное предположение о причинах землетрясений (вряд
ли его принимали всерьез). Но можно ли утверждать, что в образе Локи
наказано зло, а добродетель восторжествовала? Нет, конечно. Боги просто
избавлены на некоторый срок от напоминаний, пробуждающих угрызения
совести, только и всего. Трудно согласиться и с мнением Е.М.
Мелетинс-кого о том, что «Локи... комически-демоническая фигура,
отрицательный вариант культурного героя (положительный — Один) и
мифологический плут-трикстер с отчетливой хтонически-шаманской
окраской...» И хотя у Локи присутствуют черты паука (антропоморфного,
мифологического), все-таки он нередко фигура не столько комическая,
сколько трагическая, и далеко не всегда демоническая и отрицательная
(так же как Один — вовсе не положительный герой).
Локи не противопоставляется богам, а дополняет их, полнее раскрывает их
качества — достоинства и недостатки.
Благодаря Браги мы имеем песни о деяниях богов. Благодаря Локи знаем
многое о богах из того, что они сами бы не рассказали, о чем подчас и
сами забывали или старались не вспоминать. Без Локи боги были бы более
безликими, а их мир — более серым, однообразным и скучным.