БРАГИ
Имя этого бога не часто встречается в исследованиях, посвященных
германской мифологии. Вот что сказано о нем в Мифологическом словаре
(М.,1991):
«БРАГИ («поэт», «лучший», «главный»; также сравним русское «брага»), в
скандинавской мифологии бог-скальд, муж богини Идунн. Имя Браги,
возможно, указывает на связь со священным опьяняющим напитком».
Однако прежде всего обратим внимание на сам факт того, что Браги
причислен к числу высших богов, асов, несмотря на то что он не совершает
никаких славных подвигов и не является идеализированным героем подобно
Бальдру.
Чаще всего упоминается Браги в том разделе Старшей Эдды, где
повествуется о злоречии Локи на пиру богов. Нежданное появление Локи все
боги и богини встречают молчанием. Лишь Браги осмеливается напомнить
Локи, что его никто не звал и он — нежеланный гость. Один все-таки
предоставляет место за столом Локи, и тот пьет во здравие всех
присутствующих, кроме Браги.
Показательно, что Браги и не думает обижаться на него, а больше всего
опасается того, что своими высказываниями Локи будет сеять распри среди
богов. И готов даже отдать за то, чтобы это предотвратить, все ценное,
что у него есть. Язвительный Локи восклицает:
Отколь у тебя будут кони и кольца?
Битвы добыча не для тебя! Из всех здесь пирующих асов и альфов
Ты, Браги, всех менее храбр:
От боя ты живо бежишь.
Из этих слов следует прежде всего то, что свои богатства боги добывали в
боях и последующих грабежах. Этим еще раз подчеркивается принадлежность
асов к разряду воинов или даже предводителей дружин. Тем более странно,
что среди них полноправным асом считается Браги.
На словесный выпад Локи Браги отвечает: это ложь! Учтем, что едва ли не
он один из всех богов и богинь так ясно и резко отметает оскорбительные
обвинения Локи. Возможно, Локи действительно оклеветал Браги, пользуясь
тем, что тот не может вступить с ним в схватку, находясь в гостях, на
пиру.
Жена Браги Идунн, которую Локи обвинил в том, что она чаще всех богинь
жаждет объятий мужских, не сочла нужным возражать, стараясь прекратить
ссору:
Оскорблять не желала я Локи словами
В доме у Эгира здесь; Браги смирить, возбужденного брагою,
Я хотела, что б бою не быть.
Кстати, обижать Идунн было небезопасно: в ее ведении находились
волшебные яблоки, благодаря которым богам удавалось сохранять вечную
молодость. Тот же Локи в, обмен на свою свободу хитростью отдал ётуну
Тьяцци Идунн с ее «молодиль-ными» яблоками. Вскоре боги почувствовали
утрату: они начали стареть. Схватив Локи, они пригрозили ему смертью,
если не вернет Идунн (что он и сделал).
Есть предположение, что некогда существовал миф о священном «бодрящем»
напитке (браге?), возвращающем молодость (от него, как известно,
взрослые порой впадают даже в детство, словно разучившись ходить и
связно говорить). Одним из компонентов браги могли быть яблоки, а
изготавливала пьянящий напиток жена Браги, потому-то и стали считать
такие яблоки молодильными, а напиток получил имя ее мужа. Такое
предположение вполне правдоподобно.
Но, безусловно, не это обстоятельство стало основанием для того, чтобы
Браги причислили к клану славных асов. Главное то, что Браги был
скальдом. Так назывались поэты-певцы у викингов, древних скандинавов.
Норманны, «северные мужчины», были не только отважными воинами и
мореходами. Они изобрели своеобразную письменность, а также передавали
из уст в уста в стихах и
прозе рассказы, поэмы, легенды о деяниях богов и героях, о любви и
коварстве, преступлениях и подвигах. Именно благодаря этим талантливым
вдохновенным людям были созданы песни Эдды.
Один из ётунов поинтересовался у Браги, откуда взялось искусство,
называемое поэзией? И тогда Браги рассказал о том, как возник так
называемый «Мёд поэзии». После войны асов и ванов боги смешали слюну в
чане и слепили мудрого человечка Квасира. (Между прочим, у многих
первобытных народов таким образом делали закваску.) Карлики-цверги убили
Квасира, кровь его смешали с пчелиным воском, и таким образом создали
«мёд поэзии». Однако все три чана с медом карлики вынуждены были отдать
семье убитой ими четы великанов.
Чтобы добыть «мёд поэзии», Одину пришлось совершить целый ряд убийств (с
помощью колдовства), превратиться в змею, пролезть через отверстие в
скале к тайнику, где хранился «мёд поэзии», осушить все три сосуда и,
обернувшись орлом, возвратиться в Асгард. Здесь он изрыгнул весь выпитый
волшебный напиток в чашу.
Так получили «мёд поэзии» боги и те люди, которые умеют слагать стихи. А
из всех богов только сам Один и Браги одержимы духом поэтического
творчества.
Складывается впечатление, что в истории о «мёде поэзии» зашифрован
способ изготовления (начиная с квашения) хмельного напитка, который для
крепости выдерживают определенное время в закрытом сосуде. Возможно, в
него добавляли для усиления наркотического действия какое-то зелье,
связанное с теми компонентами, которые символически представлены
образами змеи и орла. Но все это, конечно же, предположение, не более
того.
Так или иначе, «мёд поэзии», а также бог-скальд Браги в мифах древних
германцев связаны с опьяняющей брагой, возбуждающей и вдохновляющей
рассказчика или певца. Сладость и завораживающее рассудок волшебство
поэзии пленяло, как видим мы, не только утонченных эстетов, но и древних
суровых воинов, отважных викингов. Потому и включили они Браги в свой
круг, оказывая ему почтение. А сами поэты уже в те времена пьянели не
только от творческого экстаза, но и от хмельного напитка, который
называли «мёдом поэзии».