ФРЕЙР
В переводе с древнеисландского его имя означает «господин». Что
подразумевается под этим, понять трудно. Ясно, что не Господь, ибо
понятие всевышнего появилось лишь с распространением христианства. Не
похож Фрейр и на князя или царя. Он даже не принадлежит к асам, которых
можно условно считать царской фамилией и знатью, ибо большинство из них
связано кровными узами с Одином.
В Младшей Эдде о Фрейре сказано так: «Ему подвластны дожди и солнечный
свет, а значит, и плоды земные, и его хорошо молить об урожае и о мире.
От него зависит и достаток людей». Выходит, он господин в смысле —
хозяин, благодетель.
Фрейр по сути своей не отличается воинственностью, как и все ваны. Он
сын Ньёрда, который олицетворяет морскую стихию и ветер. Его жилище
называется Ноатун («Корабельный двор») и находится на границе неба, моря
и скал. Он богат и покровительствует мореплаванию, рыболовству, охоте на
морского зверя. После войны между асами и ванами он остается в стане
первых.
По-видимому, Фрейр унаследовал от Ньёрда богатство и может одаривать им
людей. Как древнее божество плодородия он порой изображался с
подчеркнуто крупном фаллосом, что свидетельствует о проявлениях
соответствующего культа. Но это не означает разнузданной сексуальности
или похотливости, а просто символизирует плодовитость.
Когда на пиру богов Локи злоречивый срамит всех подряд, Ньёрд ему гордо
заявляет:
Сын бессмертный мне дан, всеми в мире любимый, Среди асов он первый
теперь.
Желая посрамить отца, Локи находит такой довод:
Ньерд, умерь свою гордость! Скрывать не намерен Я того, что мне слышать
пришлось:
Прижил с кровной сестрой ты храброго сына, — Ты гордиться не должен бы
им!
Из этого упрека следует, что у ванов не были запрещены кровнородственные
связи, тогда как асы в этом отношении достигли прогрессивного этапа,
запретив инцест, кровосмешение. Однако асы прекрасно понимали, что дело
вовсе не в родителях Фрейра, а в нем самом. Один из богов, благородный
Тюр, ответил Локи резонно:
Фрейр лучший из всех среди славных героев
В чертогах могучих богов; Никогда не обидел он девы иль женщины,
Связанных он избавляет от уз.
Выходит, что Фрейр еще и божество свободы; но не разнузданной
вседозволенности, распущенности, а освобождения от сковывающих человека
пут, оков. И в этом смысле он — благодетель, а потому и считается
лучшим.
Правда, трудно сказать, считали так древние германцы-язычники, или это
более поздняя вставка, обязанная своим появлением распространению
христианства: ведь исландские (сканди-наво-германские) мифы были
записаны сравнительно поздно, после XI века. Или, быть может, хвалу
Фрейру возносили представители германских племен, занимавшиеся сельским
хозяйством, мирным трудом, на котором и основана жизнь общества.
Странно только, что среди атрибутов Фрейра отсутствуют растения, а
имеется меч, которым сам бог предпочитает не пользоваться. Но когда он,
попав к асам в знак примирения после войны с ванами, получает отказ от
богини Герд, этим мечом, творя заклинания, начинает размахивать его
слуга Скир-нир («Сияющий») и добивается свадьбы. В этом эпизоде,
возможно, Фрейр выступает как солнечное божество, которое своими
лучами-мечами завораживает землю (если ее олицетворяет Герд) и
возбуждает в ней животворные силы. Хотя, как мы уже могли убедиться,
германские боги очень мало запоминают символы, за которыми скрыты
природные стихии или объекты. Они прежде всего и преимущественно
личности.
Фрейру тоже приходится порой сражаться с ётунами. Одного из них, не имея
меча, он убил оленьим рогом. Связь с миром животных у Фрейра проявляется
и в том, что у него есть волшебный вепрь Гуллинбурсти («Золотая
щетина»), на котором бог примчался на похороны Бальдра. Обладает он и
чудесным кораблем, вмещающим любое количество воинов, всегда овеваемым
попутным ветром; его можно свернуть, подобно платку.
И этот корабль, и вепря ему изготовили гномы-кузнецы цверги.
Следовательно, они благоволят Фрейру и, кроме того, способны создавать
нечто подобное движущимся автоматам, средствам передвижения. Хотелось бы
считать стремительного вепря Гуллинбурсти фантастическим предтечей
мотоцикла.
В «Саге об Инглингах» упоминается легендарный шведский король
Ингви-Фрейр, предок королевского рода, при котором в стране были богатые
урожаи. Его похоронили в холме (кургане), откуда три года выходили
золото, серебро и железо. Можно предположить, что некогда действительно
раскопали древний курган, где было погребение царя с богатыми
украшениями. Не исключено также, что действительно существовал король
(конунг) Фрейр, имя которого стало легендарным.
Развивая эту идею, Е.М. Мелетинский писал: «Датский конунг Фроди имел
мельницу Гротти, которая молола (намалывала? — Р.Б.) все, что пожелает
ее владелец. Фроди приобрел в Швеции ...двух сильных рабынь... и они
мололи ему золото, мир и счастье. Но так как он не давал им отдыха, то
рабыни намололи войско против Фроди. Явился морской конунг по имени
Мюссинг и убил Фроди. Для Мюссинга рабыни мололи соль на корабле, пока
корабль не затонул, а море не стало соленым» (потому что мельница
продолжала действовать).
Трудно в данном случае провести четкую грань между мифом, повествующим о
временах именно мифических, и волшебной сказкой, призванной потешить
слушателей или дать фантастическое объяснение проблеме солености морской
воды. Хотя кто знает, из каких элементов складывались и постоянно
дополнялись мифы древних народов, которые доходят до нас в пересказах, а
то и в литературной обработке.