ГИБЕЛЬ МАШЕРОВА: НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ИЛИ УБИЙСТВО?
«Хорошо помню тот день, 4 октября 1980 года. Около 20 часов в
следственной части раздался звонок заместителя Генерального прокурора
СССР Найденова. «Под рукой» оказался один я. Поинтересовавшись, нет ли
кого-нибудь поопытнее, предложил срочно зайти к нему, — рассказывает
прокурор Владимир Калиниченко. — У нас Ч П. Несколько часов назад в
Минске в автодорожной катастрофе погиб Петр Миронович Машеров. Берите
мою машину, езжайте домой, соберитесь к 22.30. Вас ждут в комнате
милиции на Белорусском вокзале. Туда подъедет начальник управления ГАИ
МВД СССР генерал Лукьянов. Билетами обеспечат. Выезжайте в Минск. С
местными товарищами организуйте осмотр места происшествия и вскрытие
трупов. Справитесь? — Думаю, справлюсь, Виктор Васильевич. Водитель тоже
погиб? — И водитель, и офицер охраны. В общем, сориентируетесь на месте
и завтра к концу дня доложите ваше мнение о том, что произошло. И еще,
имейте в виду: несколько лет назад так же, в автокатастрофе, уже
разбился один из руководителей республики. Но это так, информация к
размышлению...
Утром в Минске нас встречало и наше, и милицейское начальство. Прокурор
республики Могильницкий познакомил с Николаем Игнатовичем, следователем
по особо важным делам. Поехали в морг. ...На секционном столе крайним
справа лежал Петр Миронович Машеров, Герой Советского Союза, активный
участник партизанского движения в Белоруссии, кандидат в члены Политбюро
ЦК КПСС. Рваная рана на лбу, вывернутая правая нога, переломанные руки.
Бросилось в глаза, что одет он был для столь высокопоставленного
партийного работника очень скромно. И еще запомнилось, что на водителе
его служебной машины, под рубашкой, был надет широкий и плотный бандаж.
Он у меня вызвал некоторое недоумение, но большого значения этому я
тогда не придал».
Герой Советского Союза Машеров выгодно отличался от остальных членов
Политбюро того периода. Скромный и обаятельный, он пользовался огромным
уважением не только в Белоруссии. Все знали о его приверженности старым
автомобилям ГАЗ-13 «Чайка». Поступившие им на смену бронированные и
мощные «ЗИЛы» он не любил. Как не любил и помпезные выезды: его
раздражали машины сопровождения, особенно снабженные проблесковыми
маячками. Между тем с 1 июля 1980 года были введены в действие новые
«Правила дорожного движения», предусматривавшие порядок движения на
дорогах автотранспорта специального назначения — так называемых
спецкортежей. Теперь они обязаны были двигаться в сопровождении
автомобилей ГАИ, имеющих специальную окраску и снабженных мигалками, из
которых не менее одной красного цвета. В соответствии с правилами,
водители встречного транспорта при разъезде с автомобилями специального
назначения должны были «остановиться на тротуаре или на обочине, а при
их отсутствии у края проезжей части».
4 октября 1980 года в 14 часов 35 минут от здания ЦК КП Белоруссии в
сторону города Жодино выехала автомашина ГАЗ-13 «Чайка», госномер 10-09
ММП, под управлением водителя Е.Ф. Зайцева. Рядом с водителем сидел
Машеров, сзади — офицер охраны майор В. Ф. Чесноков. Вопреки правилам и
существующим инструкциям впереди шла автомашина сопровождения «ГАЗ-24»
обычной окраски, без мигалок. Спецавтомашина ГАИ, сигнализировавшая
сиреной и проблесковыми маячками, двигалась сзади. На трассе Москва —
Брест набрали скорость 100—120 километров в час. Такая скорость
рекомендуется службой безопасности, так как, по расчетам, она не
позволяет вести по автомобилям прицельную стрельбу. Дистанция между
машинами 60—70 метров. За километр до пересечения трассы с дорогой на
Смолевическую бройлерную птицеферму шедшая впереди «Волга», преодолев
подъем, пошла на спуск. До катастрофы оставались секунды. Грузовик,
вынырнувший из-за прижимавшегося к обочине встречного «МАЗа», увидели
сразу. Старший эскорта резко увеличил скорость, и «Волга» пролетела
буквально в нескольких метрах от грузовика.
Водитель Машерова вначале попытался затормозить, но затем, повторив
маневр «Волги», тоже резко увеличил скорость. Петр Миронович, как бы
отстраняясь от надвигающегося препятствия, уперся правой рукой в лобовое
стекло. Страшный удар. Взрыв бензобака. Мгновенная смерть. В этот день
Николай Пустовит, водитель экспериментальной базы «Жодино» Белорусского
научно-исследовательского института земледелия, выполняя обычный рейс,
ехал в сторону Минска. Дорога была дальней, уже несколько часов он
крутил баранку. Впереди шел тяжелый грузовик «МАЗ-503», принадлежавший
автокомбинату № 4 Минского городского управления грузового транспорта.
Пустовит держал дистанцию 50— 70 метров... Водитель «МАЗа» Тарайкович
первым увидел спецкортеж. Следуя правилам, он взял вправо и стал
тормозить. Скорость автомобиля резко упала. Из показаний Николая
Пустовита: «Дорогу, по которой я ехал в день аварии, хорошо знаю.
Спокойная езда не вызывала напряжения. Когда я поднял голову, у меня
перед глазами был лишь внезапно возникший задний борт «МАЗа».
Создавалось впечатление, что «МАЗ» внезапно остановился передо мной. Это
заставило меня вывернуть руль машины влево. В моей памяти как бы
отложился момент столкновения с препятствием, страшный удар, пламя...»
Пустовит утверждал, что отвлекся от управления, чтобы бросить взгляд на
приборы. Я же не исключаю: монотонный путь после практически бессонной
ночи (у Пустовита трое малолетних детей) подействовал на него усыпляюще,
и он задремал, «выключившись» как раз в тот момент, когда «МАЗ» резко
сбросил скорость. Маневр влево, столкновение — от страшного удара его
«ГАЗ-53Б», груженный пятью тоннами картофеля, взорвался. Пустовита
выбросило вместе с отлетевшей дверцей. Он горел и остался жив только
потому, что на помощь подоспели прохожие. Вторая «Волга» сопровождения
чудом затормозила в нескольких метрах от остановившегося на обочине
«МАЗа». Из заключения судебно-автотехнической экспертизы ВНИИ судебных
экспертиз Минюста СССР: «В сложившейся обстановке при своевременном
принятии мер к снижению скорости движения автомобиля ГАЗ-53Б водитель
его имел возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие.
В сложившейся обстановке водитель ГАЗ-13 «Чайка» не имел технической
возможности применением торможения предотвратить столкновение. Водитель
автомобиля ГАЗ-2401-30 МИК и старший группы эскорта не располагали
возможностью, действуя в соответствии с «Правилами дорожного движения» и
специальными инструкциями, воспрепятствовать выезду автомобиля на полосу
встречного движения». Около двенадцати часов мы были на месте
происшествия. Посередине трассы — исковерканная, засыпанная картошкой
«Чайка». На обочине сгоревший «ГАЗ-53Б». Осматривая автомобиль Машерова,
мы нашли очки с фиолетовыми линзами. Позже выяснилось, что они
принадлежали водителю Зайцеву. Он возил Петра Мироновича много лет и,
когда пришла пора оформлять пенсию, не захотел уходить на заслуженный
отдых, уговорил первого секретаря и остался на работе.
Таким образом, водителем у Машерова был пенсионер с подорванным
здоровьем (тут я и вспомнил про бандаж) и к тому же с плохим зрением. 4
октября день был пасмурным. Все это в совокупности усугубило
предаварийную ситуацию. Зайцев не смог адекватно среагировать на
действия Пустовита, грубо нарушившего правила дорожного движения. Но
была ли у него возможность спасти жизнь себе и тем, кто находился в
автомобиле? Опытные водители гаража ЦК утверждали, что была. Автомобили
столкнулись практически на пересечении со второстепенной дорогой, и при
хорошей реакции возможен был маневр с выездом на нее или на поле, где
можно было погасить скорость. За несколько лет до этого в похожей
ситуации оказался Председатель Совета Министров СССР АН. Косыгин.
Реакция его водителя была мгновенной, и он выбрал правильное решение.
Правда, премьер тогда потерял сознание, а когда очнулся, решил, что
водитель чуть его не угробил. Требовал ареста.
С трудом удалось убедить Алексея Николаевича, что он, наоборот, обязан
своему водителю жизнью. Не могу не вспомнить и о том, как родился слух о
гибели Машерова в результате «заговора и инсценированной автоаварии».
Милицейский генерал, возглавлявший службу ГАИ страны, после перепоя
прибывший в район происшествия, разговаривая с людьми, глубокомысленно
изрекал: «Нет, здесь не все чисто. Похоже, кто-то это подстроил». Мне
сказали об этой болтовне работники КГБ, и пришлось довольно круто
поставить вопрос о, мягко говоря, несерьезном поведении генерала. Через
несколько дней в Минск прилетели Найденов и Каракозов. К этому времени
выяснилось, что в разработанных МВД инструкциях по сопровождению
спецкортежей много нелепостей и положений, прямо противоречащих друг
другу.
Обсуждали мы один вопрос: есть ли основания для привлечения к уголовной
ответственности за халатность коголибо из должностных лиц органов
внутренних дел? Сошлись на том, что нет. Само дело сложности не
представляло, и его успешно закончил Николай Игнатович. Пустовита
осудили к 15 годам лишения свободы за нарушение правил безопасности,
повлекшее гибель нескольких лиц. 7 октября 1980 года республика
прощалась со своим любимцем Петром Мироновичем Машеровым. У гроба прошли
десятки тысяч минчан. Не меньше, несмотря на дождь, стояли вдоль всего
пути на кладбище. От ЦК КПСС попрощаться с кандидатом в члены Политбюро
приехал только секретарь ЦК Михаил Зимянин. Брежнев прислал товарищу по
партии венок.
562 Они, лидеры партии, играли по своим правилам Такие, как Машеров,
выпадали из обоймы, и им мелко, иногда и по-крупному, мстили А потому
после трагедии в Минск — венок Героя Советского Союза Петра Мироновича
Машерова похоронили на обычном городском кладбище Места у Кремлевской
стены он не заслужил Еще и поэтому, быть может, так упорно живет слух о
его неслучайной гибели»