ГИБЕЛЬ ЛИНКОРА «ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ»
19 марта 1907 года русский Морской генеральный штаб (МГШ) представил на
рассмотрение царя документ, озаглавленный «Стратегические основания для
плана войны на море». В соответствии с этим планом в будущей войне перед
Черноморским флотом ставилась задача захвата Босфора и выход в
Средиземное море. Для этих целей к 1920 году предполагалось построить
восемь новых линейных кораблей. Эта программа долго обсуждалась в
Петербурге, пока весной 1910 года не стало известно, что Турция заказала
в Англии три новых линкора. Это грозило радикальным образом изменить
соотношение сил на Черном море.
В сентябре 1910 года Совет министров утвердил программу «Об ассигновании
средств на усиление Черноморского флота», и в конце 1911 года на верфях
Николаева были заложены однотипные линейные корабли «Екатерина II»,
«Императрица Мария» и «Император Александр III». Новые корабли вошли в
состав флота только в 1915 году, когда уже вовсю полыхала война. Первым
вступил в строй «Александр III», за ним, в июне 1915 года — «Императрица
Мария». К этому времени расстановка сил на Черноморском театре военных
действий уже не напоминала предвоенную, когда русский МГШ мечтал о
выходе в Средиземное море. Главные силы турецкого флота состояли из
четырех броненосцев (один из которых был значительно устаревшим, а один
— береговой обороны) и двух бронепалубных крейсеров. Правда, один из
этих крейсеров, «Меджидие», в марте 1915 года подорвался на мине около
Одессы и был захвачен русскими моряками. Но в самом начале войны в
Черное море прорвались германские линейный крейсер «Гебен» и легкий
крейсер «Бреслау».
Это коренным образом изменило стратегическую обстановку на Черном море.
Планы русского командования о наступательной операции на Босфор были
отложены на неопределенный срок. Вступление в строй трех новых линкоров
было воспринято на Черноморском флоте с воодушевлением: русские снова
получили значительный перевес над противником! Немедленно возобновилась
подготовка десантной операции на Босфоре. А пока черноморская эскадра
резко активизировала свои действия. На «Императрице Марии» поднял свой
флаг командующий Черноморским флотом вице-адмирал А. В. Колчак...
...7 (20) октября 1916 года на «Императрице Марии», стоявшей в Северной
бухте Севастополя, около 6 часов утра в крюйт-камере носовой башни
главного калибра произошел необычайной силы взрыв. Силой взрыва были
смещены с места носовая башня и боевая рубка, верхнюю палубу, как ножом,
вскрыло от форштевня до второй башни. Вслед за первым взрывом в течение
получаса последовало еще до 25 взрывов различной силы, в нескольких
местах начались пожары. Несмотря на самоотверженную борьбу экипажа за
спасение корабля, около 7 часов линкор стал крениться на правый борт.
Приблизительно в 7.02—7.05 утра с правого борта раздался последний
большой взрыв. Линкор при большом дифференте на нос начал быстро терять
остойчивость, и спустя несколько минут, на виду у всего Севастополя,
перевернулся вверх килем и затонул, унеся с собой жизни ста тридцати
офицеров и матросов. От взрывов и пожаров на корабле погибло еще 86,
ранено и обожжено было 232 человека. Для расследования происшествия
Высочайшим указом была создана следственная комиссия под руководством
адмирала Н.М. Яковлева, в которую вошел известный
ученый-кораблестроитель А. Н. Крылов. Комиссия остановилась на трех
версиях причин катастрофы: самовозгорание пороха, небрежность в
обращении с огнем или порохом и диверсия.
Самовозгорание пороха было маловероятным: этому подвержен в основном
старый порох, а порох, хранившийся на «Императрице Марии», был свежей
выделки 1914 и 1915 годов. На линкоре соблюдались все меры, исключающие
возможность даже случайного соприкосновения с открытым порохом.
Температура в погребах, сообщающихся с крюйт-камерами, даже во время
морского боя не превышала 36 градусов Цельсия и вредно повлиять на порох
не могла. Было установлено также, что небрежность в обращении с огнем и
неосмотрительность в обращении с порохом были маловероятны. Офицеры
корабля осуществляли контроль за этим в любой обстановке, а у команды
всегда отмечались опыт и профессиональная осторожность в обращении с
зарядами. В крюйт-камерах работала мощная вентиляция, и в них ни разу не
было отмечено скопления смеси паров эфира и спирта, способных
воспламениться от пламени свечи или зажигалки.
Крюйт-камеры круглосуточно освещались, и дневальные и комендоры не могли
допустить даже малейшей небрежности, а тем более появления кого-нибудь
из посторонних «с огнем или ради любопытства». Впрочем, эти показания
смог дать только единственный уцелевший из всей прислуги носовой башни
комендор, с которым АН. Крылов беседовал в госпитале. Между тем Крылов
установил, что на линкоре имелись существенные отступления от требований
устава в части доступа в крюйт-камеру посторонних лиц. В частности, на
корабле имелось два комплекта ключей от крюйт-камеры. Если первый
комплект хранился под охраной и его наличие проверялось при каждой смене
наряда, то второй комплект находился у старшего офицера и о нем даже не
имелось приказа по кораблю. Его могли брать «для надобностей» дежурный
по погребам артиллерийский унтер-офицер и даже дневальный по погребам, у
которых эти ключи могли оставаться до вечера или до окончания работ.
Первый же вопрос следственной комиссии о незаконном существовании
дубликата ключей от крюйт-камеры заставил командира и старшего офицера
корабля сильно заволноваться. Но при дальнейшем расследовании оказалось,
что в крюйт-камеру вообще можно было попасть без всяких ключей: из башни
главного калибра через люк снарядных погребов, по узкому темному
проходу... Такая же конструктивная особенность имелась на двух других
однотипных кораблях — «Екатерине» и «Александре III». Но там
командование помнило о ней и люки погребов были надежно заперты. А на
«Императрице Марии» о существовании незапертого лаза в крюйт-камеру
знали даже старослужащие матросы и унтер-офицеры. Этот прискорбный факт,
несомненно, служил доказательством разгильдяйства командира и старшего
офицера линкора. Так что показания обожженного комендора носовой башни и
заверения офицеров корабля о том, что посторонний якобы не мог попасть в
крюйт-камеру, были весьма далеки от истины. А кто мог быть этим
посторонним? Следствие установило, что в последнее время на корабле
работали инженеры и мастеровые с Севастопольского морзавода и с
Путиловского завода, разделенные на небольшие партии. Ежедневно на
линкор прибывала группа рабочих количеством до 150 человек.
Часть работ производилась по артиллерийской части, причем именно в
снарядном погребе первой башни. В частности, четверо рабочих-путиловцев
устанавливали там лебедки. Их тщательно допросили. Было установлено, что
рабочие являлись на корабль около 7 часов утра и обычно заканчивали
работу в 4 часа пополудни. Но бывало, что они работали до 9 часов вечера
и иногда даже оставались работать ночью. Проверка мастеровых,
прибывавших на корабль и съезжавших с него, была организована из рук вон
плохо. Не проводился даже их поименный контроль, не делалась перекличка,
а фиксировалось только общее количество людей каждой партии. Поэтому
установить, не прибыл ли на корабль посторонний под видом мастерового,
было невозможно. Между тем некоторые свидетели показали, что в ночь
перед взрывом видели на борту корабля двух молчаливых мастеровых,
державшихся особняком. Что это были за рабочие, на каких работах они
были заняты — все это осталось невыясненным. Старшие рабочих команд
клялись, что вечером все мастеровые сошли на берег . Итак —диверсия? «В
борьбе с русскими мы сможем себе позволить действия, на которые не
дерзнули бы с равноценным противником». Эти слова, содержащиеся в
рапорте Генерального штаба Германии за 1913 год, определяли для
германского военно-политического руководства будущие методы ведения
войны с «восточными дикарями».
Незадолго до начала Великой Отечественной войны Военно-морской музей в
Ленинграде посетила группа высокопоставленных немецких военных. В
качестве «сувенира» они преподнесли музею... фотографии гибнущего
линкора «Императрица Мария», сделанные с берега! Неизвестный германский
диверсант, зная о времени взрыва, на рассвете 7(20) октября аккуратно
зафиксировал как момент взрыва на корабле, так и все последующие сцены
трагедии. К тому времени советская литература уже самодовольно объявила
гибель «Императрицы Марии» результатом «бездарности царских
адмиралов»... Интересно, результатом чьей бездарности стала гибель в
1955 году при абсолютно идентичных обстоятельствах и в той же
Севастопольской бухте линкора Советского Военно-морского флота
«Новороссийск»?