ТРЕУГОЛЬНИК ДЬЯВОЛА
В
западной части Атлантического океана, у юго-восточных берегов
Соединенных Штатов Америки, есть район, приблизительно напоминающий по
форме треугольник.
Стороны его тянутся от точки севернее Бермудских островов к югу Флориды,
затем вдоль Багамских островов к острову Пуэрто-Рико, где снова
поворачивают на север и возвращаются к Бермудам около 40 градуса
западной долготы. Это — одно из самых удивительных и загадочных мест на
Земле. В этом районе, обычно именуемом Бермудским треугольником, исчезли
без следа (после 1945 года) более 100 самолетов и судов (в том числе
подводных лодок) и более тысячи человек. Хроника исчезновений: В 1909
году в Бермудском треугольнике исчез капитан Джошуа Спокам, самый
знаменитый и искусный моряк своего времени. Он первым на планете прошел
под парусом вокруг земного шара. 14 ноября 1909 года он отплыл от
острова Мартас-Винъярд и взял курс на Южную Америку; с того дня от него
не было никаких сведений. Версий, объясняющих продолжающиеся
исчезновения людей, судов и самолетов было предложено множество.
Среди них: внезапная волна цунами из-за землетрясения; болиды,
взрывающие самолеты; нападение морского чудовища; искривление
пространства-времени, захватывающее в другое измерение; воронка
электромагнитных волн и сил тяготения, заставляющая суда блуждать, а
самолеты падать; сбор образцов живых существ Земли, осуществляемый
подводными или воздушными НЛО, которыми управляют оставшиеся в живых
представители древнейшей цивилизации, или космические существа, или люди
из будущего и т. д. Конечно же, ежегодно над треугольником пролетает
множество са молетов, его пересекают множество судов, и остаются они
целыми и не вредимыми. К тому же во всех морях и океанах мира по
различным причинам терпят бедствия суда и самолеты (здесь хотелось бы
уточнить, что «бед- ствие» и «исчезновение» разные понятия. В первом
случае в воде остают- ся обломки и трупы; во втором — не остается
ничего).
Однако нет такого другого места, где при чрезвычайно необычных
обстоятельствах произошло бы столько необъяснимых, внезапных
исчезновений. Библиотекарь из Аризоны Лоуренс Д. Куше в своей книге «Бермудс-
кий треугольник: мифы и реальность» «разоблачает» тайну этого района. Он
считает, что это сенсация, которая обросла легендами. При этом он лишь
выборочно отвергает некоторые случаи, оставляя за бортом боль- шинство
загадочных исчезновений, к которым ему так и не удалось подо- брать
ключей. И уж совершенно не втиснуть в рамки концепции Куше, объясняю-
щего все случаи исчезновения судов и самолетов «обычными» причина- ми,
странные корабли-призраки, покинутые командами. Ведь с 1940 по 1955 год
таких судов здесь было встречено около пятидесяти! Французское судно
«Розана» близ Багамских островов (1840).
Шхуна «Кэролл А. Ди- ринр> с поднятыми парусами, с приготовленной пищей
на камбузе, с дву- мя живыми кошками (1921). Судно «Рубикон» с одной
собакой (1949). А вот такой случай 1948 года Л. Куше отказывается
интерпретировать. Ранним утром 30 января капитан Макмиллан, командир
самолета «Стар Тайгер» типа «Тюдор-IV», принадлежавшего компании «Бритиш
саут америкен эйруэйз» (БСАА), запросил диспетчеров на Бермудах и
сообщил сведения о своем местонахождении. Подтвердил, что на борту все в
по- рядке и что он следует точно по расписанию. Это было последнее, что
услышали о «Стар Тайгере». Начались поиски. Десять судов и около трид-
цати самолетов прочесывали весь район океана по маршруту следования.
Не удалось обнаружить ничего: ни масляных пятен на поверхности воды, ни
обломков, ни тел погибших. В заключении комиссии говорилось, что никогда
еще следствие не стояло перед решением более трудной задачи.
«Это действительно неразгаданная тайна неба», — вынужден признать Д.
Куше. Среди летчиков и моряков немало таких, которые считают, что «в
районе с таким интенсивным движением вполне естественно можно пред-
ставить себе самолет, судно или яхту, которые потерялись вследствие сте-
чения обстоятельств — внезапный шквал, мгла, поломка». Они заявляют, что
треугольника не существует, что само это назва- ние ошибка или досужий
вымысел для слишком увлеченных фантастикой читателей. Их мнение
поддерживают авиакомпании, обслуживающие этот район.
По поводу существования самого Бермудского треугольника и его границ
споры не утихают. Какова его настоящая форма, как родились среди
экипажей самолетов, пароходов, яхт, подводных лодок легенды об
исчезновениях? Может быть, из-за популярности этих легенд любая
необъясненная авария сразу же толкуется как исчезновение? Не в этом ли
причина? Радио и телевидение засыпало вопросами очевидцев, летавших в
этом районе, доводя их до нервозности и психоза. Обычно при таком напря-
женном обмене вопросами-ответами в конце концов следовало: «Летал через
треугольник много раз, и ничего не случалось. Никакой опаснос- ти нет».
Людям, организовывающим путешествия, пассажирам, направляю- щимся в
сторону треугольника, часто задают вопрос: «Полетим через Бер- мудский
треугольник?» И, поскольку точных границ нет, ответ на это следует
отрицательный. Иногда в оправдание опоздания прибытия само- лета
пассажирам приводится такой довод: «Но ведь приходится облетать
Бермудский треугольник». Несмотря на это, странные аварии и бедствия в
треугольнике и при- легающих районах продолжаются. В 1970-е годы в
непосредственной бли- зости от аэропорта Майами, над сушей, несколько
самолетов потерпели крушения, которым не нашли объяснений.
Один из них — рейс 401 на Истон («Локхид» Л-102), на борту которого было
более 100 человек, ис- чез 29 декабря 1972 года. Расследование
обстоятельств исчезновения рей- са 401, возможно, проливает какой-то
свет на многие предыдущие внезап- ные исчезновения над океаном.
Известно, что этот самолет в течение последних 7—8 секунд полета
снижался с такой скоростью, что за ним не могли уследить ни диспетче- ры
в Майами, ни пилоты. Так как все альтиметры работали, при обычном
снижении у пилотов хватило бы времени, чтобы выровнять самолет. Но
снижение происходило настолько быстро, что диспетчеры в Майами смогли
зафиксировать лишь одно отражение за время поворота радара (40 се- кунд).
К следующему повороту самолет с 300 метров снизился уже ниже 100, а
возможно, уже врезался в воду.
Такую скорость снижения нельзя объяснить ни выходом из строя
автоматической системы управления, ни потерей скорости, ни неопыт-
ностью пилотов или возникающим на половинной мощности флаттером. Для
этого, несомненно, должна была быть какая-то причина, связанная с
атмосферой. Возможно — какая-либо аномалия магнитного поля. Первый из
известных нам свидетелей, записавших свои наблюдения за свечениями в
этом районе, был Колумб. 11 октября 1492 года, за два» часа до захода
солнца, с борта «Санта-Марии» он наблюдал, как в запад-1 ной части
Саргассова моря поверхность воды у Багамских островов свети~| лась белым
светом. Такое же свечение полос в воде (или течения) наблюдали
полтысячелетия спустя американские астронавты.
Этот странный феномен объясняют различными причинами, как- то: поднятие
торфяной муки косяком рыб; самим косяком рыб; другими организмами.
Каковы бы ни были причины, до сих пор неподтвержден- ные, этот
удивительный свет продолжает наблюдаться с поверхности моря, а особенно
красив он с неба. Другое странное явление в треугольнике, замеченное
впервые тоже Колумбом во время первой экспедиции, до сих пор остается
объектом споров и вызывает удивление. 5 сентября 1492 года в западной
части Сар- гассова моря Колумб вместе с обеспокоенными членами команды
на- блюдал, как огромная огненная стрела пронеслась по небу и то ли
упала в море, то ли просто исчезла. Через несколько дней заметили, что
компас показывает что-то не- понятное, и это всех испугало. Возможно, в
районе треугольника — в небе и на море — электромагнитные аномалии
оказывают влияние на движение судов.
Другая версия предполагает существование связи между исчезнове- ниями
судов и самолетов с другими явлениями. Называют их по-разно- му —
«аномалии воздушной среды», «отверстие в пространстве», «рас- щепление
неизвестными силами», «небесная ловушка», «яма тяготения», «захват
самолетов и судов живыми существами» и так далее. Но пока это всего лишь
попытка объяснить непонятное непонятным. В большинстве случаев
исчезновения в Бермудском треугольнике не оставалось ни одного живого
человека и не найдено ни одного тела. Но в последние годы некоторые
пилоты и моряки нарушили хранимое до сих пор молчание и начали
рассказывать, как им удалось вырваться от каких- то сил в этом и других
районах. Изучение их опыта, даже способа, с помо- щью которого удалось
спастись, возможно, поможет найти объяснение хоть чему-то в этой
загадке. Часто в спорах о сути феномена Бермудского треугольника
приводят такой аргумент: суда и самолеты гибнут повсюду в мире, и если
достаточ- но большой треугольник наложить на карту любого района
интенсивно- го движения судов и самолетов, то окажется, что именно в
этом районе произошло много аварий и катастроф. Значит, никакой загадки
нет?
И еще добавляют: океан велик, судно или самолет в нем — крупин- ка, на
поверхности и в глубине движутся различные течения, а потому нет ничего
удивительного в том, что поиски не дают результатов. В Мек- сиканском
заливе скорость северного течения 4 узла в час. Самолет или судно,
потерпевшие бедствие между Багамскими островами и Флоридой, с момента
последнего сообщения могут оказаться совершенно в другом месте, что
вполне выглядит как исчезновение. Однако не надо забывать, что эти
течения известны и береговой ох- ране и в организации поисков
обязательно учитываются и течение и ветер в районе пропажи. Поиски
крупных судов ведутся в радиусе 5 миль, само- летов — в радиусе 10 миль,
мелких судов — в радиусе 15 миль. Поиски ведутся в полосе
«следа-перемещения», то есть учитываются направление движения объекта,
скорость течений и ветров. Более того, затонувшие части судов и
самолетов легко засасываются илом, их может упрятать шторм, а
последующий снова выбросить, их могут обнаружить подводные лодки и
пловцы. Мэл Фишер, аквалангист, работавший в САБА (организация, зани-
мающаяся спасением судов и грузов), в свое время проводил подводные
поиски на континентальном шельфе Атлантического океана и Карибс- кого
моря в районе треугольника.
В то время, когда «неоавантюристы» развили бешеную деятельность по
розыску испанских галионов с золо- том, которых здесь затонуло довольно
много, он обнаружил на дне дру- гие удивительные трофеи. Когда-то они,
очевидно, интенсивно разыски- вались, но потом о них забыли. Такие
скопления металла обычно обнару- живаются с помощью магнитомеров, в
тысячу раз более чувствительных, чем компас, реагирующий на скопление
металлов под водой. Именно с помощью этих приборов Фишер часто находил
другие предметы — вмес- то вожделенных испанских сокровищ ныряльщики,
спускавшиеся на дно океана по показаниям магнитомеров, часто
обнаруживали старые истре- бители, частные самолеты, самые различные
суда. Однажды на дне в нескольких милях от берега был обнаружен паро-
воз.
Фишер оставил его нетронутым для историков и океанологов. По его мнению,
причина исчезновения некоторых судов в районе Флорида—Багамы —
невзорвавшиеся бомбы, сброшенные во время уче- ний ВВС в прошлую войну,
а также торпеды и плавучие мины, использу- емые в современных учениях.
Фишер нашел множество обломков, принадлежность которых уста- новить не
удалось. Он заключил, что сотни судов во время бурь попадали на рифы,
многие из них поглощены илом. Действительно, течение в Мек- сиканском
заливе в районе оконечности полуострова Флорида несет много ила, который
может поглотить даже крупные суда, лежащие на дне. 94 100 ВЕЛИКИХ ТАЙН^
Возможно, морские течения и являются виновниками безрезультат- ных
поисков погибших судов и самолетов. Но у Бермудского треугольни- ка есть
и еще одна особенность. Это так называемые «голубые» пещеры,
разбросанные по всему мелководному району Багамских островов, без-
донные пропасти в известняковых обрывах.
Несколько тысячелетий на- зад эти пещеры были сталактитовыми гротами на
суше, но после очеред- ного ледникового периода около 12—15 тысяч лет
назад уровень моря< поднялся и «голубые пещеры» стали жилищем рыб. Эти
известняковые пещеры идут до самой кромки континентального шельфа,
пронизывают весь известняковый слой, некоторые из них до- стигают
глубины 450 метров, другие тянутся к подземным пещерам на Багамских
островах и связаны с озерами и болотами. «Голубые пещеры» расположены на
разных расстояниях от поверх- ности моря. Аквалангисты, нырявшие в эти
подводные пещеры, обраща- ли внимание на то, что их залы и коридоры так
же сложны, как и залы и коридоры земных пещер. Кроме того, в некоторых
«голубых пещерах» течения настолько сильные, что представляют опасность
для подводни- ков.
Из-за приливов и отливов большая масса воды одновременно начи-' нает
всасываться, образуя на поверхности водовороты. Не исключена воз-
можность, что такие водовороты всасывают небольшие суда вместе с ко-
мандой. Эту гипотезу подтвердила находка в одной из пещер на глубине 25
метров рыболовного судна. Его обнаружил океанолог Джим Сон во время
подводных исследований. Были найдены шлюпки и небольшие су- денышки и в
других пещерах на глубине более 20 метров. Но причиной пропажи крупных
кораблей в этом районе, видимо, следует считать внезапные торнадо и
цунами. Проносящиеся грандиоз- ные смерчи зарождаются в определенный
сезон года и поднимают огром- ные массы воды в виде воронки.
Бесчисленные торнадо, подобно проно- сящимся над сушей смерчам,
поднимающим в воздух крыши, заборы, машины, людей, полностью разрушают
мелкие суда и низко летящие са- молеты. Днем торнадо видны, и есть
возможность избежать их, но ночью и при плохой видимости самолетам очень
трудно уклониться от них. Но самый главный подозреваемый в неожиданном
потоплении судов в море — цунами, рождающиеся при обычных подводных
землетрясени- ях.
Бывает, цунами достигают высоты 60 метров. Они возникают неожи- данно, и
при встрече с ними суда в мгновение ока тонут или переворачи- ваются.
Подобной офомной разрушительной силой обладают так называе- мые
«оползневые» волны. Они являются следствием смещения на дне масс фунта,
происходящего из-за отслоения отложений. Оползневые вол- ны не достигают
такой высоты, как цунами, но обладают большой энергией и вызывают мощные
приливные течения. Особенно опасны они для мореплавателей потому, что
плохо различаются глазом. Если такая волна приходит неожиданно, судно
может быть вмиг разбито, а обломки раз- бросаны на очень большом
расстоянии. А не может ли что-либо подобное случиться с самолетом в
воздухе? Вообще в воздухе тоже зарождаются деформации, подобные цунами.
Особенно часто они возникают, когда самолет движется с большой ско-
ростью. На высоте ветер меняется, и часто бывает, что взлетающие или
снижающиеся самолеты сталкиваются с вефом, дующим совсем в другом
направлении, которое указывает аэропорт.
Если этот ветер необычайно силен, он оказывает на самолет
неблагоприятное воздействие. Феномен «измененного ветра» — важный фактор
бедствий в возду- хе, а усиленное это явление — «завихрения чистого
воздуха» (ЗВЧ) — можно сравнить с оползневыми волнами, возникающими в
спокойном море. При быстрой смене восходящих и нисходящих с большой
скорос- тью потоков столкновение с ними самолета почти равносильно
столкно- вению с каменной стеной. Обычно подобное явление
непредсказуемо. Много самолетов тер- пит бедствие на кромке воздушного
течения, имеющего скорость около 200 узлов (100 м/с) над землей. Явление
это, видимо, может в какой-то степени объяснить исчезновение легких
самолетов в феугольнике.
В дан- ном случае легкий самолет либо разрывается необычным давлением,
либо в связи с вдруг возникающим разряжением его прижимает к поверхности
и бросает в море. Другая гипотеза увязывает исчезновение самолетов с
выходом из строя их электрооборудования под влиянием электромагнитных
явлений. На- пример, инженер-элекфик Хью Браун придерживается следующего
мне- ния: «Связь между этими явлениями и полем земного магнетизма весьма
вероятна. Земля много раз претерпевала уфожающие изменения магнит- ного
поля. Сейчас, по-видимому, приближается очередное изменение, и в
качестве его предвестников происходят магнитные «землефясения». На ум
приходит объяснение исчезновения самолетов и их падения вследствие
аномалий магнитных сил. Хотя объяснить исчезновение судов с помощью этой
гипотезы не удается.
В 1950 году Уильберт Б. Смит, участвовавший в профамме исследо- ваний
магнитных и гравитационных сил, организованной по указанию канадского
правительства, обнаружил особые, сравнительно небольшие, районы
(диаметром около 300 метров), простирающиеся до огромной высоты. Он
назвал их районами концентрированных связей. «В этих рай- онах магнитные
и фавитационные силы настолько нарушены, что легко могут разорвать
самолет. Следовательно, при попадании в эти невидимые и не нанесенные на
карту районы аномалий магнитно-фавитационных сил, сами того не зная,
самолеты приходят к фатальному исходу». И далее: «...двигаются ли эти
районы концентрированных связей или просто исчезают — неизвестно . Через
3—4 месяца мы еще раз пытались некото- рые из них найти, но никаких
следов...»
Наиболее подробно исследовал треугольник и другие подозритель- ные
районы Айвен Сандерсон. В результате он выдвинул гипотезу о «две-
надцати дьявольских могилах в мире». Нанеся на карту места наиболее
частых исчезновений самолетов и судов, он и его помощники сначала
обратили внимание на то, что большая часть их сконцентрирована в ше- сти
районах мира. Все они имели примерно ромбовидную форму и были
расположены между 30 и 40 параллелями к северу и к югу от экватора. По
версии Сандерсона, «странные районы» расположены чере: 72 градуса по
долготе, центры их находятся на расстоянии 66 градусов ш широте друг от
друга — пять к северу и пять к югу от экватора. Включал оба полюса, они
образуют сеть, охватывающую всю Землю Здесь наибо лее интенсивное
движение, в других районах оно меньше, но факты, под. тверждающие
аномалии магнитного поля, а возможно, и аномалии про странства-времени,
определенно имеются.
Большая часть этих «странных районов» расположена у восточно! части
материковых плит, в местах столкновения теплых северных и хо лодных
южных течений. Эти районы совпадают с местами, где направле ния
глубинных и поверхностных приливных течений различны. Измен чивые мощные
подводные течения под влиянием разной температурь образуют нарушающие
радиосвязь магнитные, а возможно, и гравитаци онные силы — «магнитные
воронки», которые при определенных уело виях на море могут переносить
объекты, находящиеся в воздухе или про странстве, в точки, расположенные
в другом времени. В качестве косвенного подтверждения подобных процессов
в эти; районах Сандерсон приводит удивительный феномен «несвоевременной
прибытия самолетов».
Как известно, прилет самолетов намного раньше намеченного времени в
обычных условиях, если нет сильного ветра, не- возможен. Такие случаи,
хотя они и могут быть объяснены незафиксиро- ванным сильным ветром,
почему-то чаще всего случаются в районе тре- угольника и других
«воронок», как будто эти самолеты встретились с «во-' ронкой» и прошли
ее, благополучно миновав «небесную дыру», погло- тившую столько жизней.