Рисунки в пустыне
Загадочные
рисунки в перуанской пустыне Наска, самое масштаб- ное произведение
искусства в мире, одно из самых выдающихся и в то же время необъяснимых
творений человека, были мало кому известны до 1939 года В том году
пилоты, пролетавшие над пустынной долиной на маленьком аэроплане,
обратили внимание на странный узор из беспоря- дочно пересекающихся
длинных прямых линий, перемежающихся с ди- ковинными извилинами и
загогулинами, который был заметен при опре- деленном освещении Это
открытие вызвало большой интерес
Первоначально археологи предположили, что это остатки древней
ирригационной системы Для их исследования в Перу выехал археолог Пол
Косок из университета в Лонг- Айленде (США) С воздуха узоры выглядели
необъятными, но на земле из-за неров- ной поверхности Косок едва нашел
их «Линии можно было различить, только если смотреть на них вдоль
Несколько ярдов в сторону — и ниче- го нельзя было заметить» После
первых тщательных изучений удивлению Косока не было предела по его
чертежам выходило, что это было четкое изображение большой птицы,
различить с земли которую было невозможно Как можно было создать такой
рисунок Косок исследовал долину и обнаружил очертания огромного паука,
за которым следовали дюжины других рисунков, изображавших либо животных,
либо геометри- ческие узоры Он не мог понять, кем был этот загадочный
художник и что это был за народ, оставивший после себя такие
произведения искусства
В 1946 году Косок передал свои записи доктору Марии Райхе, немец- кому
математику, интересующейся древними обсерваториями, с именем которой
связана практически вся «каноническая» история загадочных рисунков
пустыни Наска С той поры Мария Райхе, ставшая самым круп- ным в мире
специалистом по проблеме Наска, работая практически в одиночку, узнала
много нового о способах создания этих картин Она спешила зафиксировать
точные размеры и координаты всех рисунков и линий, пока их не уничтожили
туристы и автомашины Как установила Райхе, рисунки были изготовлены
достаточно про- стым способом на желтоватой земле был линиями выложен
тонкий слой темных камней Но, хотя физически такая работа не
представляется тя- желой, проект был крайне сложен Райхе считает, что
авторами рисунков использовалась фиксирован- ная единица измерения,
равная 0,66 см, подобно мегалитическому ярду Александра Тома Потом
фигуры выкладывались по специально постро- енному плану в масштабе,
который был перенесен на поверхность земли с помощью веревок,
прикрепленных к камням-маркерам, некоторые из которых можно наблюдать и
сегодня «Длина и направление каждого от- резка были тщательно промерены
и зафиксированы
Приблизительных промеров было бы недостаточно, чтобы воспроизвести такие
совершен- ные очертания, которые мы видим с помощью аэрофотосъемки
откло- нение всего на несколько дюймов исказило бы пропорции рисунка
Фото- графии, сделанные таким образом, помогают представить, какого
труда это стоило древним умельцам Древние перуанцы, должно быть,
обладали оборудованием, которого нет даже у нас и которое, в
совокупности с древ- ними знаниями, тщательно скрывалось от
завоевателей, как единствен- ное сокровище, которое нельзя похитить»
Славу рисункам Наска принесли Эрих фон Деникен и другие искате- ли
следов космических пришельцев Пустыня была объявлена не чем иным, как
древним космодромом, а рисунки — своеобразными навигационны- ми знаками
для кораблей пришельцев Другая версия гласила, что рисун- ки в пустыне
являются картой звездного неба, а в самой пустыне некогда существовала
грандиозная древняя обсерватория Знаменитый Джеральд Хокинс, астроном,
который разгадал тайну Стоунхенджа, прибыл в Перу в 1972 году, чтобы
выяснить, есть ли среди рисунков пустыни Наска знаки, указывающие на
связь с астрономическими наблюдениями (этих знаков там не оказалось).
Его удивило, что линии необыкновенно прямые — отклонение составляет не
более 2 мет- ров на каждый километр. «Такую фигуру невозможно было бы
создать даже с помощью фотограмметрического промера, — считает он. — Эти
линии действительно абсолютно прямые, мы бы не получили такого ре-
зультата, даже воспользовавшись современной аэросъемкой. И такая пря-
мизна сохраняется на протяжении многих миль. Из-за стелющегося по земле
густого тумана линии порою становятся незаметными. Но они про- должаются
точно в том же направлении на противоположной стороне оврага, и они
такие же прямые, как траектория пущенной стрелой». Мария Райхе уверена,
что только прикоснулась к древней тайне: «Что наиболее впечатляет в этих
наземных рисунках — это их огромные раз- меры в сочетании с совершенными
пропорциями. Как они могли изобра- зить фигуры животных с такими точными
очертаниями и точно выверен- ными размерами — загадка, которую мы
разрешим не скоро, если вооб- ще разрешим». Райхе сделала, правда, одну
оговорку: «Если, конечно, они не умели летать».
Именно это пытался доказать Билл Спорер, резидент США в Перу, член
Международного исследовательского общества. Люди, которые со- здали эти
узоры, вероятно, происходили из двух сходных народов, извест- ных как
культуры Паракас и Наска, которые в период до и после нашей эры
занимались земледелием. Но эти народы известны своими успехами и в
искусстве ткачества и украшения глиняных изделий, и это дало Спореру
ключ к разгадке. Четыре куска ткани Наска из разграбленной могилы,
обнаруженной недалеко от перуанских рисунков, были исследованы под
микроскопом. Было выяснено, что древние перуанцы использовали в сво- их
материях лучшее переплетение, чем мы используем при изготовлении
современной парашютной ткани, и более крепкое, чем в современных тканях
для воздушных шаров — 205 на 110 нитей на квадратный дюйм в сравнении с
160 на 90. На глиняных горшках обнаружены изображения предметов,
напоминающих воздушные шары и воздушных змеев с разве- вающимися
лентами. Начав расследование, Спорер наткнулся на старую легенду инков о
маленьком мальчике по имени Антаркви, который помогал инкам в сра-
жении, летая над укреплениями противника и сообщая о расположении их
отрядов. На многих тканях Наска изображены летающие люди.
Эти легенды возникли очень давно, но известно, что и сегодня некоторые
индийские племена Центральной и Южной Америки делают для своих церемоний
воздушные шары и запускают их во время ритуальных празд- неств. Еще одна
загадка состоит в так называемых «костровых ямах», кото- рыми
заканчиваются многие прямые линии. Это круглые ямы примерно 10 метров в
диаметре с обугленными камнями. Спорер вместе с несколькими другими
исследователями изучил эти камни на предмет того, не яв- ляются ли они
кратерами от падения небесных тел, и удостоверился, что почернели они от
воздействия сильного источника тепла. Может быть, на этом месте был
разведен большой костер, который согревал воздух внут- ри шара? В ноябре
1975 года эта теория подверглась проверке. Только из тех материалов и
технологий, которые могли быть доступны индейцам На- ска, был построен
воздушный шар. Под ним зажгли огонь, и шар отпра- вился в полет с двумя
пилотами в тростниковой корзине. Из всех гипотез по поводу возникновения
такого совершенного узора идея с шаром была самая лучшая. Но цель всего
этого до сих пор неясна. Может быть, это была своеобразная форма
погребения, и тела мертвых вождей Наска от- правляли на черных воздушных
шарах — в объятия бога солнца? Может быть, птицы и другие огромные
существа символизируют вечную жизнь этих вождей? Но зачем им
понадобились такие прямые линии? Ответа нет...
Но есть свидетельства, что среди древних такое стремление к точно- сти
было весьма распространенным. Существует явное сходство между
перуанскими рисунками и находками на другом конце земного шара: Сто-
унхендж и многие знаменитые мегалиты отличаются необыкновенной
геометрической точностью. К тому времени, когда были выложены перу-
анские узоры, традиция мегалитических строений уже угасла, поэтому
прямых доказательств связи двух культур нет. Но не будет слишком опро-
метчивым предположить, что уровни развития этих культур, в которых
неграмотные люди использовали преимущественно камни, были схожи; и что
искусство создания наземных рисунков умерло с появлением пись- менности
и цивилизации. Перуанские рисунки являются одним из чудес света.
До окончатель- ной разгадки их тайны, однако, по-прежнему далеко. Если
не считать, что отпала версия о взлетно-посадочных полосах для
космических кораблей. Райхе категорически отвергает возможность того,
что рисунки Наска были посадочными знаками инопланетян: гипотетические
космические при- шельцы вряд ли находятся на таком первобытном уровне,
чтобы выкла- дывать фигуры из камня. Кроме того, «если вы передвинете
камни, то увидите, что земля под ними довольно мягкая, — говорит Мария
Рай- хе. — Боюсь, что космонавты завязли бы в такой почве»...