CARCASS - Ливерпульская четверка патологоанатомов, или Не спешите "выбрасывать
падаль".
Существуют два полюса восприятия музыки Carcass. Для одних это эталон
брутальности, жесткости и в то же время отличного владения инструментами - в
общем, всего того, что может довести до исступления истинного ценителя
грайндкора (grindcore). Другая категория меломанов - люди, с трудом
переваривающие жесткий гитарный звук в любых его проявлениях, а также многие
хэви-металлисты - после прослушивания нескольких композиций воспринимает эту
четверку не иначе как не поддающихся лечению пациентов психиатрического
диспансера. Музыка Carcass для них - это гул пассажирского самолета, визг
циркулярной пилы, грохот бетономешалки и, вдобавок ко всему, нечленораздельный
рев, который при всем желании не сможет исторгнуть ни один психически здоровый
человек. Ну а тексты Carcass вообще не поддаются никаким комментариям:
трупные миазмы, разлагающиеся внутренности, мертвые плоды и прочие
"занимательные штучки". Что ж, попробуем разобраться в этой груде падали, ведь в
переводе на русский Carcass означает именно "падаль". Свое начало все это
безобразие берет аж в 80-х годах. ...Середина прошлого десятилетия - время
триумфа славных IRON MAIDEN. Но уже тогда в неприметных гаражах и небольших
клубах подвального типа собирались любители музыки совершенно иного плана, не
признававшие то, чем восторгалось большинство. Из этого "болота" и "выползли"
REPULSION, RIPCORD, LARM, NAPALM DEATH и, конечно же, Carcass.
Убийственная по звучанию и отвратная в текстовом отношении музыка нового
поколения пока никому не известных английских групп условно была названа
"британским хардкором" (british hardcore). Благодаря своей ужасности и мерзким
текстам столь агрессивный стиль сразу же оказался неподходящим для всех
существовавших тогда фирм грамзаписи (даже независимых)... На рубеже 1985-1986
годов в Мерсисайд, северном районе Ливерпуля, после успешного окончания школы
длинноволосый парень среднего роста, страшно увлекающийся музыкой SLAYER и S.O.D.,
устраивается на работу в роли наборщика в местный фанзин "Phoenix Militia".
Именно этот светловолосый юноша по имени Билл Стир (Bill Steer) и стал
основателем и лидер-гитаристом/вокалистом Carcass. Откуда же в таком
приличном на вид молодом человеке взялись столь патологические наклонности?! Вот
что Билл вспоминает по этому поводу: "В десять с половиной лет я впервые побывал
в морге и, помню, был в диком восторге, правда, иногда вечерами становилось
страшновато". Помимо работы в журнале Билл подрабатывал то булочником, то
мойщиком машин, собирая деньги на гитару. По выходным он частенько наведывался в
пивную "Mermaid", которая впоследствии стала знаменита тем, что в ней проходили
первые выступления Carcass и NAPALM DEATH. В этой пивной и встретился
Билл Стир с будущим барабанщиком Carcass Кеном Оуэном (Ken Оuen). Найдя
еще двух "маньяков", имена которых не встречались ни в одном интервью, "Падаль"
начинает подавать признаки жизни. На первом же этапе совместного музицирования,
в основном под влиянием SLAYER и LARM, двое приглашенных парней испытывают
большие трудности с характером Билла и Кена. Вытекающее из этого отсутствие
возможности хоть как-нибудь повлиять на создаваемую музыку и вовсе заставило их
покинуть коллектив. Билл Стир в это время параллельно участвует в NAPALM DEATH и
даже записывает с ними их легендарный "Scum". Наконец был найден басист Джефф
Уокер (Jeff Walker), оказавшийся очень полезным для Carcass уже тем, что
играл ранее в довольно известной спид-панк (speed-punk) группе ELECTRO HIPPIES и
поэтому имел некоторый опыт и репетиционную точку - гараж с аппаратурой, где в
свое время обосновались "электрические хиппари". С ним "мастера ужаса" из
Ливерпуля и начинают прокладывать себе дорогу в мир тяжелой музыки "по трупам"
(во всяком случае, некрофилическая тематика играла главенствующую роль в текстах
Carcass). Для пущего устрашения Джефф и Кен взяли себе соответствующие
псевдонимы: Offalmangler (Потрошащий Внутренности) и Grumegargler (Полощущий
Горло Кровью). В стилистическом отношении музыка группы постепенно смещается от
трэша (thrash) и панка (punk) в сторону грайндкора. Именно так позже был назван
британский хардкор. Вскоре Билл, Кен и Джефф записывают новые вещи: "Regurgitation
Of Giblets" ("Отрыгивание потрохов"), "Carbonized Eyesockets" ("Обугленные
глазницы"), "Frenzied Detrun-cation" ("Безумное обрезание"). Потом они решают
продемонстрировать свои творения не только ближайшим знакомым. Таким образом, в
1987 году выходит первая официальная продукция Carcass - демо-кассета "Flesh
Ripping Sonic Torment" ("Разрывающее плоть звуковое мучение"). Свое первое демо
парни разослали в фирмы грамзаписи, среди которых была очень молодая Earache
Records. Ее в 1986 году основал Дигби "Диг" Пирсон (Digby "Dig" Pirson),
организовавший за четыре года до этого ряд концертных выступлений NAPALM DEATH.
Один из фестивалей с участием этих в будущем патриархов британской метал-сцены и
назывался "Ушная боль" ("Earache"). Именно от Earache Rec. Carcass и
получили ответ с известием о возможности записи диска. Кстати, Билл уже
записывался под крылом этой фирмы в составе все тех же NAPALM DEATH. Его гитару
можно услышать на первых двух культово-классических альбомах этой старейшей
грайнд-дэс-капеллы туманного Альбиона ("Scum" и "From Enslavement To
Obliteration"), а также на мини-альбоме "Mentally Murdered". Ни Carcass,
ни Earache Rec. не обладали в то время столь широкой известностью, но выпуск
первенца даже на молодой фирме позволил бы группе донести свои "звуковые
извращения" до большего числа любителей грайндкора. Поэтому Carcass
воспользовались случаем и записали свой первый альбом "Reek Of Putrefaction"
("Вонь гниения") именно на Earache Rec. Билл Стир вспоминает этот исторический
момент: "Это было в сентябре 1987 года, когда мы отправили свое демо на Earache,
и там нас сразу же полюбили. Фирма поторапливала нас писать LP. Так мы оказались
в репетиционной комнате, где в самые короткие сроки разучили эти дурные песни
для предстоящего альбома. Потом Earache направила нас в маленькую убогую студию
в Бирмингеме, где мы за четыре дня и отбомбили этот альбом. Хоть времени и было
немного, все проходило отлично. К сожалению, звукорежиссер был полный болван. Во
всяком случае, на барабанных партиях он наворотил такого дерьма, что их нам
пришлось без конца микшировать, чтоб хоть что-то можно было услышать. В конечном
итоге пришлось представить LP таким, какой он есть. Альбом по звучанию просто не
был конкурентоспособным, однако нашлись люди, которые стали его покупать. Так
вот и появился "Reek Of Putrefaction"... Мы способны понять все что угодно,
только не то, почему он стал таким успешным!". А особенно большой успех у диска
появился после первого исполнения произведений Carcass для широкой
аудитории, которое имело место 13 декабря 1988 года в передаче Джона Пила (John
Peel) на радиостанции ВВС Radio One. Выступление Carcass стало гвоздем
программы, а четыре исполненные композиции, транслируемые из передачи в
передачу, вскоре были выпущены в виде "сорокопятки" на фирме Strange Fruit. И
все это несмотря на то, что, по мнению экспертов, "Reek Of Putrefaction" явился
"абсолютно отвратительным" творением, когда-либо созданным человеком.
Максимально низко настроенные гитары, молотобойные барабанные партии - все это
говорит о музыке слишком мало. Грайнд-кор!!! Стопроцентный грайндкор, после
прослушивания которого кажется, что по тебе проехал то ли комбайн, то ли
бульдозер. Хотя даже если бы они проехали вместе, полученные ощущения не шли бы
ни в какое сравнение с результатом воздействия композиций Carcass.
Вокальные партии были под стать музыке и напоминали вой гиены, повизгивание
подстреленного шакала и заутробный рев разбуженного зимой медведя. Но самыми
чудовищными были тексты песен, представляющие собой душераздирающую смесь
моргопатологии с нездоровым некрофилизмом. Вот что говорит по этому поводу Билл:
"Наши тексты важны так же, как и музыка. Трэш- и дэс-метал группы пишут тексты
чаще всего о Сатане, насилии или политике. Мы уже с самого начала избегали
этого. Наши тексты основаны на тех вещах, о которых мы уже где-то читали, или
тех, которые возникают в нашем сознании. Многие писатели - Кинг, По, Херберт,
Баркер - использовали подобные сцены, но их никто не причислял к прославляющим
насилие. Мы не принимаем свои тексты всерьез, это просто зрелище в чистом виде.
Мы никого не сможем заставить в них вникать, но, я считаю, мы своей лирикой
разметили новый масштаб. Я бы при всем желании не смог написать о сатанизме,
потому что даже не имею о нем представления". Обложка этой пластинки произвела
настоящий фурор и заставила содрогнуться даже закаленных любителей
хэви-метал-ужастиков и продавцов музыкальных магазинов: веселенький коллаж из
обугленных лиц, отрубленных пальцев и гниющих гениталий. Поэтому вначале "Reek
Of Putrefaction" коробками отправлялся обратно на фирму. После выхода ЕР NAPALM
DEATH "Mentally Murdered" Билл Стир полностью погружается в Carcass.
Группа усиленно разъезжает по Англии, Германии и Швеции, записывает несколько
концертных альбомов. Вскоре появляется второе демо Carcass - "Symphonies
Of Sickness" ("Симфонии тошноты"). Но перед этим в начале 1989 года выходит
первый продукт совместной фирмы Билла и Джеффа Necrosis Records - альбом бывшей
группы Джеффа ELECTRO HIPPIES. Earache Rec. выпускает пока только одну вещь
Carcass. Композиция "Exhume To Consume" ("Раскопать, чтоб сожрать") была
помещена на сборке "Grindcrusher". Однако возрастающая известность Carcass
приводит к тому, что по очередному контракту с Earache Rec. парни снова
отправляются в студию. Там уже при помощи более компетентного режиссера
записывают еще несколько композиций, которые вместе с демо-треками выходят как
полноценный альбом, названный так же, как и демо-лента. Этот материал заметно
отличается от дебюта: продолжительность песен увеличилась в среднем с двух до
четырех минут; грайндкор в значительной степени разбавлен дэс-металом; гитара
Билла открывает новые возможности, а Кен доказывает скептикам, что он может
очень недурно играть на ударной установке. Несмотря на "врожденную музыкальную
тупость" грайндкора, альбом весьма разнообразен в плане ритмов и вокалов. В
отношении же текстов и оформления обложки музыканты продолжили кошмарное
ковыряние в трупах, из-за чего, собственно, и возникали ожесточенные конфликты с
правосудием и блюстителями нравственности. Небольшой нюанс по поводу CD-варианта
"Symphonies Of Sickness". Альбом вышел двойным: "в одном флаконе" с "Reek Of
Putrefaction". Комментарий Билла: "Это было решением нашей фирмы. Может, в плане
торговли это и умный ход, но лучше бы мы дольше походили в студию и записали еще
несколько песен. Все равно большинство покупает CD из-за "Symphonies...", а
предыдущим мы и так довольны". После выхода второго альбома Carcass дает
серию концертов: на родине; в совместном с MORBID ANGEL, NAPALM DEATH, BOLT
THROWER европейском турне; отыгрывают в Голландии и Швеции вместе с ENTOMBED и
ATROCITY, а также в компании MORBID ANGEL и OBITUARY отправляются в турне по
Японии. По возвращении "бригады патологов" домой в Британию две композиции
Carcass включаются в очередную компиляцию "Pathologic". Затем - снова турне.
На сей раз в США вместе с DEATH. В это время ливерпульское трио Carcass
превращается в ливерпульский квартет: новым членом группы стал гитарист Майк
Эмотт (Mike Amott), ранее игравший в CARNAGE. (Справедливости ради нужно
отметить, что ливерпульской эта четверка была постольку поскольку, ибо новый
гитарист был шведом по национальности и полное его имя звучало как "Михаэль", а
не "Майкл", несмотря на то, что писалось так же - "Michael".) Вследствие столь
многочисленных гастролей популярность Carcass все больше возрастает, и
музыканты снова отправляются в студию, где и записывают альбом "Necroticism-Descanting
The Insalubrious" ("Обсуждение болезнетворных явлений с позиции некротицизма"),
который стал апофеозом грайндкор-сцены, вершиной, до сих пор не покоренной ни
одной грайндкоровой командой. Основная причина неповторимости этого альбома
заключается в том, что "кошмарный, жестокий" и вместе с тем "недалекий", а то и
"тупой" (по мнению противников существования стиля) грайндкор был полностью
облагорожен без малейшей потери той самой "отвратительной жестокости". С одной
стороны, это все та же яростно-продолжительная "резня" на гитарах с низкой
настройкой, все тот же отчаянный хриплый крик Джеффа, чередующийся с адским
гроулингом Билла. Более того, это все те же мерзопакостные тексты,
представляющие собой одновременно и пособие по судебной медицине, и записки
патологоанатома, и откровение маньяка-некрофила. Но, с другой стороны,
завораживающе-жестокие, как холодная сталь, гитарные соло, сложная ритмическая
структура, отличная техника исполнения, а также просто великолепная реализация (Джефф
в интервью MTV: "Звучание нашего альбома стало более профессиональным") приводят
к осознанию того, что "Necroticism..." - не просто очередной альбом "пионеров
грайндкора", а, бесспорно, классика музыкального жанра, тот шедевр, который не
смогут повторить даже его создатели! Вышедший в 1993 году альбом "Heart Work"
("Работа сердца") хоть и явился в музыкальном и вокальном отношении сродни
предыдущему творению Carcass, но не было уже той целостности восприятия,
того напора энергии, присутствовавших на "Necroticism...". Тексты же претерпели
кардинальные изменения. Они больше не истекают кровью и гноем, не источают
запаха гниения и "аромата" формалина. Об этом свидетельствуют уже сами названия
песен: "Buried Dreams" ("Погребенные мечты"), "This Mortal Coil" ("Этот бренный
мир"), "Embodiment" ("Воплощение") и др. Что же случилось с ярыми приверженцами
медико-криминальных эксцессов? Может, они просто... повзрослели?! Может быть. А
может, Билл и К° не захотели быть всего лишь одними из тысячи, пусть даже и стоя
во главе ее. Ведь у Carcass, как у любых первопроходцев стиля, тут же
появились полчища последователей. Да вот беда: участники большинства возникших
впоследствии грайндкоровых групп, только-только взяв в руки инструменты,
изображают из себя истинных музыкантов. Вовсю распевая о моргах, трупах и
кишках, они думают, что чем больше шума, рева и стука, тем оно страшнее и
брутальнее. И совсем не обращают внимания на вторичность и отсутствие
музыкальных навыков. Попросту говоря, может, идея себя изжила? Может быть, все
может быть... В любом случае, участники Carcass не погнались за длинным
долларом и не стали исполнять безобидных рок-баллад, как может показаться, если,
опять-таки, судить по названиям. Тексты песен, автором которых является Джефф
Уокер, ныне единственный вокалист (на предыдущих альбомах вокальные партии
исполнялись всеми "каркассовцами" без исключения), как всегда, жестки и полны
холодного цинизма - в общем, по-прежнему под стать музыке.
CARCASS распались. И в почти полном составе приняли название BLACK STAR. Теперь
они играют тяжёлый Rock`n`Roll и, чтобы не портить впечатление от старого
Carcass сменили название.
|