конфуцианство
В
истории китайской философии конфуцианство представлено творчеством
Конфуция (551-479 до н.э.), его ближайших учеников, Мэнцзы
(ок.372-ок.289 до н.э.) и Сюньцзы (ок.313-ок.238 до н.э.) и отражено в
текстах Лунь юй, Ли цзи Мэнцзы, Сюньцзы (впоследствии в
литературно-философских корпусах Сы шу у цзин и Ши сань цзинь).
Конфуцианство базируется на вертикальной (янской) составляющей архетипа
у син Дао и представляет его мыслительную парадигму. В
мировоззренческо-ценностной ориентации конфуцианство обращено в будущее,
идеалом его является сильное государство и богатое общество. В качестве
действующего и размышляющего субъекта конфуцианство выдвигает своего
ставленника - благородного человека. В задачу его входит генерация Дао,
управление государством и воспитание подданных.
Так же как и Лаоцзы, Конфуций отрицательно оценивает состояние тогдашней
Поднебесной. Великое Дао сокрылось во мраке, общество великого единения
разрушилось, теперь нужно через общество малого процветания прийти к
великому процветанию (Ли цзи). Выход к нему Конфуций видит через
цивилизационные начала. Мудрец обращается к духовному архетипу у син -
Дэ, Жэнь, И, Ли, Синь, избирая человеколюбие (Жэнь) и долг (И)
путеводными нитями. Поднебесная считается одной семьей. Все звенья ее
скрепляются отношениями сыновней почтительности и отцовской любви.
Посредством этих отношений в процессе исторической динамики благородным
человеком генерируется новое цивилизационное Дао. Связи между
социальными верхами и низами ритуализуются (Ли), скрепляются доверием
(Синь) и почитанием предков. Для предания системе устойчивости и
постоянства она замыкается на циклы природного космоса. Космос
социоморфизируется и духовно-поведенческие нормы архетипа у син
действуют на человека с силой естественной необходимости.
Одна из основных проблем, с которой сталкиваются Конфуций, Мэнцзы и
Сюньцзы в методе генерации Дао по социоприродному вектору Поднебесной -
это проблема о духовном качестве природы - натуры человека. По
свидетельству учеников Конфуций уклонялся от ответа. Мэнцзы считал, что
природа человека добра. Сюньцзы, напротив, признавал, что она зла, но ее
можно исправит нормами ритуала и долга. От решения этой проблемы
зависела и оценка качества самого Дао.
Древний даосизм, конфуцианство и ицзинистика оказали определяющая
влияние на всю культуру китайцев и в модифицированном виде существуют
сегодня, составляя неотъемлемый арсенал философских традиций.