даосизм
Философский
даосизм представлен авторским творчеством Лаоцзы (VI-V вв. до н.э.), Ян
Чжу (прибл.440-334 до н.э.), Лецзы (VI в до н.э.), Чжуанцзы
(ок.369-ок.286 до н.э.), авторов Хутайнаньцзы (II в. до н.э.), в
произведениях Даодэ цзин, Лецзы, Чжуанцзы, Хуйнаньцзы (сочинения Ян Чжу
утрачены). Основоположником даосизма является Лаоцзы.
Даосизм базируется на горизонтальной (иньской) составляющей архетипа син
Дао и выступает его философской парадигмой. В
мировоззренческо-ценностной ориентации даосизм обращен на родовое
прошлое, в котором усматривает природно-социальный идеал. В центр Дао на
место цзы даосизм выдвигает своего ставленника-совершенномудрого
человека. В его задачу входит умозрительное считывание (видение) в
архетипе Дао естественных принципов жизни и ретрансляция их в
человеческую Поднебесную.
Лаоцзы отрицательно оценивает настоящее и квалифицирует его состояние
как всеобщий хаос. Причина усматривается им в некогда совершенном
цивилизацией нарушении естественного космогенеза (тео-зоо-антропогенеза)
Дао. В пределе своих космических истоков Дао есть вселенская пустота с
перпендикулярной натяженностью силами (= ритмами) инь и ян. Свою
философскую обязанность Лаоцзы видит в том, чтобы вывести Поднебесную из
трагических границ цивилизации, вернуть ее по инволюционному маршруту к
пустоте-Дао и оттуда уже вновь пройти вместе с ней путь естественной
генерации без цивилизационных помех. Лаоцзы не приемлет борьбы, так как
это есть способ существования цивилизации и движущий мотив ее развития.
Он вводит принцип естественности (цзы жань), посредством которого
снимает цивилизационные атрибуты с общества. Гармония Дао достигается не
через цивилизацию и не вопреки ей, а вне ее. Поэтому все вытекающие из
естественности принципы звучат с отрицанием не: недеяние, недвижение,
неслужение, неучение, неговорение, неименование, неборение, ненасилие,
незнание и т.д. Человек обращается к естеству, и естество приходит само.
Несомненно, людям трудно отказаться от отвоеванного у природы и других
людей, а ведь Лаоцзы проповедует именно такой отказ и смерть
цивилизации. Однако он не требует от людей никаких чрезвычайных усилий.
Нужно только, чтобы человек восстановил в себе телесную, духовную и
идеальную триады инь-цзы-ян, и тогда постоянное Дэ (духовный аналог Дао,
чан Дэ) возвратит каждого и всех вместе к эмбриональным истокам
естества.
В этом ракурсе Лаоцзы проводит учение о генезисе и структуре космоса
Дао, космической душе, вещах, человеке и первопредке, государстве,
правителе, познании, совершенномудром человеке и в критике конфуцианства
выступает как первый историк философии.
Лецзы, Чжуанцзы, Хуайнаньцзы детализируют и развивают исходные положения
Дао дэ цзина, меняют стили, критическую направленность вплоть до
сближения в отдельных положениях с конфуцианством. В Лецзы интерес
представляет развернутая телесно-духовно-идеальная космогония Дао,
Чжуанцзы наряду с философскими мифологемами (в жанре притч) дает
изоморфную космосу подвижную диалектическую систему понятий, Хуайнаньцзы
делает широкие обобщения, включая дофилософскую мифологию и данные
древних наук - астрономии, этнологии, этнографии, математики и т.д. В
центре внимания у них все также остается Дао.